ПЕТРОВ-ВОДКИН Кузьма Сергеевич [24 октября (5 ноября) 1878, Хвалынск, ныне Саратовская область - 15 февраля 1939, Ленинград], российский художник, теоретик искусства и писатель. Выдающийся мастер изобразительного искусства символизма и модерна, плодотворно продолживший традиции "серебряного века" в советский период.
Родился в бедной семье сапожника. Благодаря поддержке местных купцов-хлеботорговцев смог получить художественное образование - в т. ч. в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1897-1905, где одним из его учителей был В. А. Серов), в студии А. Ажбе в Мюнхене (1901), а также (1906-08) в частных академиях Парижа. В этот же период путешествовал по Италии и Северной Африке. Был членом объединений "Мир искусства" и "Четыре искусства". Жил в Ленинграде, с 1927 - в Детском селе (ныне Пушкин).
Литература и живопись. "Купание красного коня"
В творчестве молодого Петрова-Водкина литература (проза и драматургия в духе М. Метерлинка) соперничала с живописью. Окончательно став художником, не раз возвращался к писательству. Типическими образцами символизма по содержанию и модерна по форме явились его ранние картины, с условными персонажами в ирреальном и таинственном пространстве сна или легенды ("Сон", 1910; "Играющие мальчики", 1911; обе - Русский музей). Этапным символом творческой зрелости явилось полотно "Купание красного коня" (1912, Третьяковская галерея), где величавый, "фресковый" лаконизм форм, яркий и сильный локальный колорит превращают простой, пасторальный мотив в поэтическое иносказание о судьбах России. Та же поэтическая аллегорика животворит картины "Мать" (1913), "Девушки на Волге" (1915, обе - там же), где так же, как и в других зрелых образах мастера, проступает глубокая связь его метода не только с современным французским искусством и итальянским ранним Возрождением, но и с древнерусской живописью.
Новатором русского религиозного искусства, мастером "церковного модерна" выступает художник в своей христианской иконографии ("Богоматерь с младенцем", керамическое панно на здании клиники Р. Р. Вредена в Петербурге, 1904; росписи в храме Василия Златоверхого в Овруче (1910), Морском соборе в Кронштадте (1913); росписи и витраж в Троицком соборе города Сумы (1915); сохранились лишь частично). Религиозные мотивы нередко одухотворяют и светские композиции Петрова-Водкина ("1918 год в Петрограде", 1920, там же).
Формирование новой художественной системы
В революционном порубежье окончательно складывается художественная система мастера, которую он излагал - со свойственной ему романтической восторженностью мировосприятия - в письмах, заметках и поздних автобиографических сочинениях. Открытые, по возможности чистые, не смешанные тона Петров-Водкин сочетает с особого рода "сферической перспективой", которая позволяет ему, изображая натуру в ракурсе сверху и сбоку, передавать ощущение "земли как планеты". Чувство "планетного притяжения" Петров-Водкин стремится передать даже в своих натюрмортах, что придает этим аскетически простым композициям монументальную значительность ("Селедка";
Побывав в 1921 в Самарканде, мастер расширяет историко-культурный спектр своей живописи и графики в сторону Востока (в 1923 вышла книга Петрова-Водкина "Самаркандия" с его иллюстрациями). Искренний "попутчик" Революции, он создает эпически идеализированные образы Гражданской войны в картинах "После боя" (1923, Центральный музей Вооруженных Сил, Москва) и "Смерть комиссара" (1928, Русский музей). Но в ряде его полотен усиливаются ноты тревожного отчуждения; они нарастают от картины "Землетрясение в Крыму", 1927-28, там же) до полотна "1919 год. Тревога" (1934, там же), где мотив гражданской войны - с питерским рабочим, которого среди ночи вызывают на фронт - воспринимается как предчувствие сталинского "большого террора" с его ночными арестами. Картина "Новоселье" (1937, там же) - на тему перераспределения жилплощади "бывших буржуев" -полна скрытой сатиры на новый социальный быт.
Портреты
Выдающийся портретист, Петров-Водкин видел в своих моделях живые вехи времени, героические воплощения человеческого достоинства и творческой чести. Таковы его "Автопортрет" (1918), портреты А. А. Ахматовой (1922; оба - там же), А. Белого (1932, Картинная галерея Армении, Ереван). Даже, казалось бы, сугубо официальный портрет В. И. Ленина (1934, там же) выделяется в "Лениниане" своей удивительной, очень жесткой поэтической объективностью.
В поздний период мастер особенно активно работал как писатель, запечатлев свою "жизнь в искусстве" в произведениях "Хлыновск" (1930) и "Пространство Эвклида" (1933), - ярких, по-своему красочных по стилю сочинениях, которые являются своего рода вымышленной автобиографией, сочетающей в себе черты романа, теоретического трактата и мемуарного текста. Плодотворно работал также как художник театра и педагог.