Piplz.ru - Сайт о людях и для людей!
Сайт о людях - биографии знаменитостей, статьи, новости.
Навигация
Меню
Разделы сайта
Опросы
Какая информация на сайте Вас заинтересовала?

Фотографии знаменитых людей
Биографии исторических личностей
Биографии современных знаменитостей
Новости из жизни публичных людей

  Поиск




Сенека - биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация.


СЕНЕКА Луций Анней (Lucius Annaeus Seneca) (1 до н. э. / 1 н. э., Кордуба, ныне Кордова, Испания - 65 н. э., Рим), римский государственный деятель, писатель, философ, крупнейший представитель позднего стоицизма.

Биография

Сын Сенеки-Старшего (известного ритора), Сенека в молодости приехал в Рим, где получил первое представление о стоицизме у Аттала и Сотиона; значительное влияние на Сенеку оказали сочинения Посидония (в поздние годы Сенека начал изучать Эпикура, не разделяя, впрочем, его установок). Некоторое время он провел в Египте, где его родственник был префектом. Возвратясь в Рим в возрасте 31 года начал заниматься правом и политикой. Он вызвал гнев императора Калигулы, который не казнил Сенеку лишь потому, что его уверили, будто он проживет недолго. При Клавдии отправлен в изгнание на Корсику (41) по обвинению в связи с племянницей императора; новая жена императора, Агриппина, в 49 добилась его возвращения из ссылки. В 50 был избран претором и женился на Помпее Паулине, богатой и влиятельной женщине. В число его друзей вошел военачальник Секст Афраний Бурр. Императрица и Бурр способствовали тому, что Сенека стал воспитателем молодого Нерона, в правление которого достиг вершин власти и богатства. Его влияние продолжалось до начала 60-х гг., он был автором инаугурационой речи Нерона, доктрины clementia. В 62 после смерти Бурра и убийства Агриппины он отошел от дел. В 65 был обвинен в причастности к заговору Пизона и покончил с собой по приказу своего воспитанника.

Философские сочинения

До нас дошли т. н. "Диалоги" - 10 небольших морально-наставительных трактатов ("О промысле", "О постоянстве мудреца", "О гневе", "О досуге", "О блаженной жизни", "О спокойствии души", "О скоротечности жизни" и три "Утешения" - к Марции, к Полибию и к матери Гельвии), написанные с 41 по 64; трактаты "О снисходительности" (ок. 55 - 56) в 2 кн., "О благодеяниях" (ок. 56 - 64) в 7 кн., 124 "Нравственных письма к Луцилию" (закончены в 64) и трактат "Исследования о природе" (63 - 64) в 7 кн., посвященный небесным феноменам и земным катаклизмам и во многом основанный на материалах Посидония. Ряд трактатов сохранился во фрагментах ("О браке", "О суеверии" и др.).

Литературные произведения

В трагедиях Сенеки философские идеи выполняют пропедевтико-педагогическую функцию. 9 трагедий на мифологические сюжеты ("Эдип", "Медея", "Федра", "Агамемнон" и др.), развивающие мысли о всевластии рока, гибельности страстей, оказали большое влияние на европейскую трагедию эпохи Ренессанса и классицизма. С именем Сенеки сохранился ряд небольших стихотворений ("Эпиграммы"), а также памфлет "Отыквление божественного Клавдия", описывающий превращение его врага, императора Клавдия в тыкву.

Учение

Сенека является ключевым представителем Поздней Стои, реализовавшим основные тенденции эволюции учения. Сухая доктрина растворяется в нравственно-религиозном учении; философия сводится к этике, которая из отвлеченного исследования блага и добродетели окончательно становится средством кристаллизации интимных убеждений, концентрации на жизни своего "я": философия - "лекарство" для души (Ер. 117,33); она " учит делать, а не говорить" (Ер. 20,2). Логика - вспомогательная дисциплина, не имеющая прямого отношения к основной цели; физика необходима постольку, поскольку, не зная устроения космоса, нельзя понять и самого себя, - но никакая теория не делает человека лучше (Ер. 88). Вместе с тем, Сенека - последний крупный стоик, имевший естественно-научные интересы и порой разбиравший отдельные проблемы стоической логики (Ер. 117) и онтологии (Ер. 65). В психологии Сенека следует Панэтию и Посидонию, но к психологическому дуализму у него присоединяется заметный дуализм душа / тело в духе Филолая и Платона: тело - оковы и темница души и т. п. (Ad Helv. 11, 7; Ep. 65, 16 - 24; 79,12). В области теории Сенека несистематичен и непоследователен; его своеобразие - в новом, еще неведомом Стое (да и не только Стое) личном отношении к божеству: Сенека придает самодовлеющее значение самому переживанию этой связи, religio (Ер. 41,3), а его теология во многих отношениях сливается с этикой, для которой характерен общий паренетический тон Излюбленная тема Сенека - "продвижение" к независимости от внешних обстоятельств и мудрой покорности промыслу: "Согласного судьба ведет" (Ер. 107,11). Мудрец Сенека обладает "величием души"; он не лишен чувств, но не доступен аффекту ("апатия" как "несогласие" на аффект - Ep. 9, 1 сл.). Конечным выражением добродетельного состояния является "постоянст-во" (constantia, tranquillitas animi - De const. sap. passim; Ep. 9, 1 - 2; 35, 4; 67, 2; 10; 71, 35). Особую важность приобретает мотивация поступка: совесть становится важнейшим критерием нравственности: "Будь благ - этим ты достаточно почтишь богов" (Ер. 95,5). Императив формулируется как "золотое правило": поступай в отношении другого так, как он, на твой взгляд, должен поступать по отношению к тебе, не причиняй зла другому (Ep. 103, 3; 105, 7 cf. 47, 11). Эти настроения, значительно усилившиеся к концу жизни Сенеки, внешне близки христианскому мирочувствию, что вызвало к жизни легенду о личном знакомстве Сенеки с апостолом Павлом (а также их "переписку", широко известную уже в 4 в.). В средние века сочинения Сенеки были основным источником сведений о стоическом учении.