Биография
Сын Сенеки-Старшего (известного ритора), Сенека в молодости приехал в Рим, где получил первое представление о стоицизме у Аттала и Сотиона; значительное влияние на Сенеку оказали сочинения Посидония (в поздние годы Сенека начал изучать Эпикура, не разделяя, впрочем, его установок). Некоторое время он провел в Египте, где его родственник был префектом. Возвратясь в Рим в возрасте 31 года начал заниматься правом и политикой. Он вызвал гнев императора Калигулы, который не казнил Сенеку лишь потому, что его уверили, будто он проживет недолго. При Клавдии отправлен в изгнание на Корсику (41) по обвинению в связи с племянницей императора; новая жена императора, Агриппина, в 49 добилась его возвращения из ссылки. В 50 был избран претором и женился на Помпее Паулине, богатой и влиятельной женщине. В число его друзей вошел военачальник Секст Афраний Бурр. Императрица и Бурр способствовали тому, что Сенека стал воспитателем молодого Нерона, в правление которого достиг вершин власти и богатства. Его влияние продолжалось до начала 60-х гг., он был автором инаугурационой речи Нерона, доктрины clementia. В 62 после смерти Бурра и убийства Агриппины он отошел от дел. В 65 был обвинен в причастности к заговору Пизона и покончил с собой по приказу своего воспитанника.
Философские сочинения
До нас дошли т. н. "Диалоги" - 10 небольших морально-наставительных трактатов ("О промысле", "О постоянстве мудреца", "О гневе", "О досуге", "О блаженной жизни", "О спокойствии души", "О скоротечности жизни" и три "Утешения" - к Марции, к Полибию и к матери Гельвии), написанные с 41 по 64; трактаты "О снисходительности" (ок. 55 - 56) в 2 кн., "О благодеяниях" (ок. 56 - 64) в 7 кн., 124 "Нравственных письма к Луцилию" (закончены в 64) и трактат "Исследования о природе" (63 - 64) в 7 кн., посвященный небесным феноменам и земным катаклизмам и во многом основанный на материалах Посидония. Ряд трактатов сохранился во фрагментах ("О браке", "О суеверии" и др.).
Литературные произведения
В трагедиях Сенеки философские идеи выполняют пропедевтико-педагогическую функцию. 9 трагедий на мифологические сюжеты ("Эдип", "Медея", "Федра", "Агамемнон" и др.), развивающие мысли о всевластии рока, гибельности страстей, оказали большое влияние на европейскую трагедию эпохи Ренессанса и классицизма. С именем Сенеки сохранился ряд небольших стихотворений ("Эпиграммы"), а также памфлет "Отыквление божественного Клавдия", описывающий превращение его врага, императора Клавдия в тыкву.
Учение
Сенека является ключевым представителем Поздней Стои, реализовавшим основные тенденции эволюции учения. Сухая доктрина растворяется в нравственно-религиозном учении; философия сводится к этике, которая из отвлеченного исследования блага и добродетели окончательно становится средством кристаллизации интимных убеждений, концентрации на жизни своего "я": философия - "лекарство" для души (Ер. 117,33); она " учит делать, а не говорить" (Ер. 20,2). Логика - вспомогательная дисциплина, не имеющая прямого отношения к основной цели; физика необходима постольку, поскольку, не зная устроения космоса, нельзя понять и самого себя, - но никакая теория не делает человека лучше (Ер. 88). Вместе с тем, Сенека - последний крупный стоик, имевший естественно-научные интересы и порой разбиравший отдельные проблемы стоической логики (Ер. 117) и онтологии (Ер. 65). В психологии Сенека следует Панэтию и Посидонию, но к психологическому дуализму у него присоединяется заметный дуализм душа / тело в духе Филолая и Платона: тело - оковы и темница души и т. п. (Ad Helv. 11, 7; Ep. 65, 16 - 24; 79,12). В области теории Сенека несистематичен и непоследователен; его своеобразие - в новом, еще неведомом Стое (да и не только Стое) личном отношении к божеству: Сенека придает самодовлеющее значение самому переживанию этой связи, religio (Ер. 41,3), а его теология во многих отношениях сливается с этикой, для которой характерен общий паренетический тон Излюбленная тема Сенека - "продвижение" к независимости от внешних обстоятельств и мудрой покорности промыслу: "Согласного судьба ведет" (Ер. 107,11). Мудрец Сенека обладает "величием души"; он не лишен чувств, но не доступен аффекту ("апатия" как "несогласие" на аффект - Ep. 9, 1 сл.). Конечным выражением добродетельного состояния является "постоянст-во" (constantia, tranquillitas animi - De const. sap. passim; Ep. 9, 1 - 2; 35, 4; 67, 2; 10; 71, 35). Особую важность приобретает мотивация поступка: совесть становится важнейшим критерием нравственности: "Будь благ - этим ты достаточно почтишь богов" (Ер. 95,5). Императив формулируется как "золотое правило": поступай в отношении другого так, как он, на твой взгляд, должен поступать по отношению к тебе, не причиняй зла другому (Ep. 103, 3; 105, 7 cf. 47, 11). Эти настроения, значительно усилившиеся к концу жизни Сенеки, внешне близки христианскому мирочувствию, что вызвало к жизни легенду о личном знакомстве Сенеки с апостолом Павлом (а также их "переписку", широко известную уже в 4 в.). В средние века сочинения Сенеки были основным источником сведений о стоическом учении.