СТАЛИН (Джугашвили) Иосиф Виссарионович (псевд. - Коба и др.) (21 декабря 1879, Гори, ныне Грузия - 5 марта 1953, Москва), советский государственный и партийный деятель, Герой Социалистического Труда (1939), Герой Советского Союза (1945), Маршал Советского Союза (1943), Генералиссимус Советского Союза (1945). Из семьи сапожника. После окончания Горийского духовного училища (1894) учился в Тифлисской духовной семинарии (в 1899 исключен). В 1898 вступил в грузинскую социал-демократическую организацию "Месаме-даси". В 1902-13 шесть раз подвергался арестам, ссылкам, четыре раза бежал из мест ссылок. После 1903 примкнул к большевикам. В 1906-07 руководил проведением экспроприаций в Закавказье. В 1907 один из организаторов и руководителей Бакинского комитета РСДРП. Ревностный сторонник В. И. Ленина, по инициативе которого в 1912 кооптирован в ЦК и Русское бюро ЦК РСДРП. В 1917 член редколлегии газеты "Правда", Политбюро ЦК большевиков, Военно-революционного центра. В 1917-22 нарком по делам национальностей, одновременно в 1919-22 нарком государственного контроля, РКИ, с 1918 член РВСР. В 1922-53 генеральный секретарь ЦК партии. В 20-х гг. в ходе борьбы за лидерство в партии и государстве, используя партийный аппарат и политические интриги, возглавил партию и установил в стране тоталитарный режим. Проводил форсированную индустриализацию страны и насильственную коллективизацию. В кон. 20-30-х гг. Сталин уничтожил реальных и предполагаемых соперников, инициатор массового террора. С кон. 30-х гг. проводил политику сближения с фашистской Германией, что привело к трагедии народа в Великой Отечественной войне. С 1941 председатель СНК (СМ) СССР, в годы войны председатель ГКО, нарком обороны, Верховный главнокомандующий. В 1946-47 министр Вооруженных сил СССР. В годы войны пошел на создание антигитлеровской коалиции; после окончания войны способствовал возникновению "холодной войны". На 20-м съезде КПСС (1956) Н. С. Хрущев подверг резкой критике т. н. культ личности и деятельность Сталина.
Современные мнения о Сталине
События сталинской эпохи были столь грандиозны, что, естественно, вызвали огромный поток различной литературы. При всём разнообразии, в ней можно выделить несколько основных направлений.
Либерально-демократическое. Авторы, исходящие из либеральных и гуманистических ценностей, считают Сталина душителем всякой свободы, инициативы, создателем общества тоталитарного типа, а также виновником преступлений против человечности, сравнимым с Гитлером. Такая оценка преобладает на Западе; в эпоху перестройки и в начале 90-х гг. она преобладала и в России. При жизни самого Сталина в левых кругах на Западе было развито и другое отношение к нему (в спектре от благожелательного до восторженного), как к творцу интересного социального эксперимента; такое отношение высказывали в частности Бернард Шоу, Леон Фейхтвангер, Анри Барбюс. После разоблачений ХХ съезда сталинизм на Западе исчез как явление.
Коммунистически-сталинисткое. Его представители полностью оправдывают Сталина, считают его верным продолжателем Ленина. В целом, они находятся в рамках официальных тезисов советской пропаганды 30-х годов. Как пример, можно привести книгу М. С. Докучаева "История помнит".
Коммунистически-антисталинское. Его приверженцы обвиняют Cталина в уничтожении партии, в отходе от идеалов Ленина и Маркса. Такой подход зародился ещё в среде "ленинской гвардии" (Ф. Раскольников, Л. Д. Троцкий, предсмертное письмо Н. И. Бухарина, М. Рютин "Сталин и кризис пролетарской диктатуры") и стал господствующим после ХХ съезда, а при Брежневе был знаменем диссидентов-социалистов (Александр Тарасов, Рой Медведев, Андрей Сахаров). Среди западных левых - от умеренных социал-демократов до анархистов и троцкистов - Сталин обычно рассматривается как выразитель интересов бюрократии и предатель революции (согласно изложенной Троцким в книге "Что такое СССР и куда он идёт", также известной как "Преданная революция", точке зрения на сталинский Советский Союз как деформированное рабочее государство). Категорическое неприятие авторитаризма Сталина, извращавшего принципы марксистской теории, характерно для диалектико-гуманистической традиции в западном марксизме, представленной, в частности, Франкфуртской школой, а также для "новых левых". Одно из первых исследований СССР как тоталитарного государства принадлежит Ханне Арендт ("Истоки тоталитаризма"), также относившей себя (с некоторыми оговорками) к левым. В наше время с коммунистических позиций Сталина осуждают троцкисты и неортодоксальные марксисты.
Патриотически-сталинистское. Его представители, критикуя и Ленина, и демократов, вместе с тем высоко ставят Сталина за вклад в укрепление российской имперской государственности. Они считают его гробовщиком "русофобов"-большевиков, восстановителем российской государственности. В этом направлении интересное мнение принадлежит последователям Л. Н. Гумилёва (правда, элементы варьируются). По их мнению, при Сталине в ходе репрессий погибла антисистема большевиков. Также из этнической системы была выбита излишняя пассионарность, что позволило ей получить возможность вступления в инерционную фазу, идеалом которой стал сам Сталин. Начальный период правления Сталина, в который было предпринято немало действий "антисистемного" характера, считается ими лишь подготовкой перед основным действием, не определяющим основное направление сталинской деятельности. Здесь можно привести статьи И. С. Шишкина "Внутренний враг", и В. А. Мичурина "Двадцатое столетие в России через призму теории этногенеза Л.Н.Гумилева" и труды В. В. Кожинова. Последний считает репрессии во многом необходимыми, коллективизацию и индустриализацию - экономически оправданными, а самый сталинизм - результатом мирового исторического процесса, в котором Сталин только нашёл хорошую нишу. Из этого вытекает главный тезис Кожинова: история делала Сталина, а не Сталин историю. Главной ошибкой Сталина Кожинов считает непомерно раздутый культ личности, который, по его мнению, привёл к появлению культа Е.Евтушенко.
Патриотически-антисталинисткое. Его представители (А. И. Солженицын, И. Р. Шафаревич, В. Махнач) осуждают Сталина как большевика - разрушителя традиционной русской культуры и традиционного русского общества.
По данным опроса общественного мнения 18-19 февраля 2006 г., 47 % жителей России считают роль Сталина в истории положительной, 29 % - отрицательной.
После ХXII съезда КПСС памятники Сталину, стоявшие по всей стране были демонтированы. Уцелел только памятник на родине - в Гори.
Современные мнения о Сталине
События сталинской эпохи были столь грандиозны, что, естественно, вызвали огромный поток различной литературы. При всём разнообразии, в ней можно выделить несколько основных направлений.
Либерально-демократическое. Авторы, исходящие из либеральных и гуманистических ценностей, считают Сталина душителем всякой свободы, инициативы, создателем общества тоталитарного типа, а также виновником преступлений против человечности, сравнимым с Гитлером. Такая оценка преобладает на Западе; в эпоху перестройки и в начале 90-х гг. она преобладала и в России. При жизни самого Сталина в левых кругах на Западе было развито и другое отношение к нему (в спектре от благожелательного до восторженного), как к творцу интересного социального эксперимента; такое отношение высказывали в частности Бернард Шоу, Леон Фейхтвангер, Анри Барбюс. После разоблачений ХХ съезда сталинизм на Западе исчез как явление.
Коммунистически-сталинисткое. Его представители полностью оправдывают Сталина, считают его верным продолжателем Ленина. В целом, они находятся в рамках официальных тезисов советской пропаганды 30-х годов. Как пример, можно привести книгу М. С. Докучаева "История помнит".
Коммунистически-антисталинское. Его приверженцы обвиняют Cталина в уничтожении партии, в отходе от идеалов Ленина и Маркса. Такой подход зародился ещё в среде "ленинской гвардии" (Ф. Раскольников, Л. Д. Троцкий, предсмертное письмо Н. И. Бухарина, М. Рютин "Сталин и кризис пролетарской диктатуры") и стал господствующим после ХХ съезда, а при Брежневе был знаменем диссидентов-социалистов (Александр Тарасов, Рой Медведев, Андрей Сахаров). Среди западных левых - от умеренных социал-демократов до анархистов и троцкистов - Сталин обычно рассматривается как выразитель интересов бюрократии и предатель революции (согласно изложенной Троцким в книге "Что такое СССР и куда он идёт", также известной как "Преданная революция", точке зрения на сталинский Советский Союз как деформированное рабочее государство). Категорическое неприятие авторитаризма Сталина, извращавшего принципы марксистской теории, характерно для диалектико-гуманистической традиции в западном марксизме, представленной, в частности, Франкфуртской школой, а также для "новых левых". Одно из первых исследований СССР как тоталитарного государства принадлежит Ханне Арендт ("Истоки тоталитаризма"), также относившей себя (с некоторыми оговорками) к левым. В наше время с коммунистических позиций Сталина осуждают троцкисты и неортодоксальные марксисты.
Патриотически-сталинистское. Его представители, критикуя и Ленина, и демократов, вместе с тем высоко ставят Сталина за вклад в укрепление российской имперской государственности. Они считают его гробовщиком "русофобов"-большевиков, восстановителем российской государственности. В этом направлении интересное мнение принадлежит последователям Л. Н. Гумилёва (правда, элементы варьируются). По их мнению, при Сталине в ходе репрессий погибла антисистема большевиков. Также из этнической системы была выбита излишняя пассионарность, что позволило ей получить возможность вступления в инерционную фазу, идеалом которой стал сам Сталин. Начальный период правления Сталина, в который было предпринято немало действий "антисистемного" характера, считается ими лишь подготовкой перед основным действием, не определяющим основное направление сталинской деятельности. Здесь можно привести статьи И. С. Шишкина "Внутренний враг", и В. А. Мичурина "Двадцатое столетие в России через призму теории этногенеза Л.Н.Гумилева" и труды В. В. Кожинова. Последний считает репрессии во многом необходимыми, коллективизацию и индустриализацию - экономически оправданными, а самый сталинизм - результатом мирового исторического процесса, в котором Сталин только нашёл хорошую нишу. Из этого вытекает главный тезис Кожинова: история делала Сталина, а не Сталин историю. Главной ошибкой Сталина Кожинов считает непомерно раздутый культ личности, который, по его мнению, привёл к появлению культа Е.Евтушенко.
Патриотически-антисталинисткое. Его представители (А. И. Солженицын, И. Р. Шафаревич, В. Махнач) осуждают Сталина как большевика - разрушителя традиционной русской культуры и традиционного русского общества.
По данным опроса общественного мнения 18-19 февраля 2006 г., 47 % жителей России считают роль Сталина в истории положительной, 29 % - отрицательной.
После ХXII съезда КПСС памятники Сталину, стоявшие по всей стране были демонтированы. Уцелел только памятник на родине - в Гори.