ФРАНС (France) Анатоль (наст. имя и фам. Жак Анатоль Франсуа Тибо, Thibault) (16 апреля 1844, Париж - 13 октября 1924, Сен-Сир-Сюр-Луар, близ Тура), французский писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе (1921).
Книгочей, эпикуреец, скептик
Писатель родился в семье книготорговца и букиниста, частыми гостями которого были самые выдающиеся представители литературного Парижа. Своим детским годам он посвятил автобиографические романы "Книга моего друга" (1885), "Пьер Нозьер" (1899), "Маленький Пьер" (1919) и "Жизнь в цвету" (1922). В 1860-е годы Франс вошел в круг парнасцев. Первый сборник "Золотые поэмы" (1873) и стихотворная драма "Коринфская свадьба" (1876) определили его репутацию хорошего, но лишенного оригинальности поэта. Подлинную славу принес ему роман "Преступление Сильвестра Боннара" (1881), написанный от лица старого и чудаковатого профессора: на страницах романа возникает образ первого чисто франсовского героя - бескорыстного ученого, который стремится уйти от пошлости окружающего мира в старинные рукописи и книги. Нерастраченные чувства одинокого старика находят выход в его трогательной привязанности к молодой девушке, бедной сироте Жанне, внучке женщины, которую он любил в юности. Защищая Жанну от корыстных недоброжелателей, он едва не попадает на скамью подсудимых, но счастье Жанны устраивается, а Боннар уезжает в деревню, где вдали от житейской суеты занимается изучением цветов и насекомых. В 1890 появилась "Таис", в которой Франс показал себя блестящим мастером исторической прозы: в его романе воссоздана Александрия начала нашей эры, где сталкиваются два мира в лице христианского догматика-аскета Пафнутия и прекрасной язычницы - актрисы Таис. В "Харчевне королевы Гусиные лапы" (1892) и "Суждениях господина Жерома Куаньяра" (1893) Франс обращается к эпохе Просвещения. Обе книги объединены образом его любимого героя - аббата Куаньяра. Сначала о своем учителе рассказывает наивный и скромный сын трактирщика Жак Турнеброш, который после множества бурных приключений, кончающихся гибелью аббата, находит "тихую пристань" в книжной лавке, где и пишет свои мемуары. Во второй части собраны и систематизированы мнения Куаньяра по различным вопросам. Главное в обеих книгах - философия аббата, который превыше всего ставит жизнерадостную мудрость Эпикура и святого Франциска Ассизского. Сборники новелл "Перламутровый ларец" (1892) и "Колодезь святой Клары" (1895) свидетельствуют о тяготении Франса к средневековым легендам и историческим хроникам, под которые он искусно стилизует свое повествование. В "Красной лилии" (1894), первом романе на современный сюжет, описывается история страстной любви на фоне Флоренции, тогда как "Сад Эпикура" (1894) содержит философские размышления о счастье, достижимом лишь при сочетании чувственных и интеллектуальных наслаждений. Четыре тома "Литературной жизни" (1888-1894) определили принадлежность Франса к импрессионистической критике, основанной на "впечатлении" и не претендующей на "объективность": все точки зрения относительны, поэтому эстетика представляет собой "воздушный замок", а главной задачей критика является самовыражение - "рассказ о похождениях души среди шедевров".
Сатирик, публицист, общественный деятель
После избрания в 1896 во Французскую Академию Франс начал публиковать "Современную историю" (1897-1901), которая состоит из четырех романов: "Под городскими вязами" (1897), "Ивовый манекен" (1897), "Аметистовый перстень" (1899) и "Господин Бержере в Париже" (1901). Тетралогия считается вершиной сатирического мастерства писателя. Центральный ее персонаж - профессор Бержере - принадлежит к излюбленному Франсом типу скептика и чудака, влюбленного в старинные книги и не принимающего окружающую его действительность. Первые три тома повествуют о его жизни в провинции, где он становится свидетелем грязных махинаций и политических интриг, связанных с перевыборами префекта и назначением епископа. В четвертой книге, посвященной столичной жизни профессора, изображена целая галерея деятелей армии и церкви, а также монархических заговорщиков из среды золотой молодежи и светских дам, плетущих интриги в своих будуарах. "Мыслящий герой" постепенно избавляется как от своих иллюзий, так и от социальной апатии, открыто выступив в защиту Дрейфуса.
В начале 1900-х годов Франс сблизился с социалистами - отражением его искреннего интереса к идеям переустройства мира стал сборник эссе "К лучшим временам" (1906). В "Деле Кренкебиля" (1901) центральной становится проблема правосудия, которое превращается в пародию, когда речь идет о судьбе людей бедных и невежественных. Франс печатает в "Юманите" - газете Жореса - утопический роман "На белом камне" (1904). С восторгом встретив русскую революцию 1905-1907, он был потрясен ее поражением. Тема революции становится одной из главных в творчестве писателя, который приходит к мысли об извечном "круговороте истории": в мире все повторяется, и любой прогресс является иллюзорным. В романе "Остров пингвинов" (1908) в гротескно-карикатурной форме пародируется история Франции: окрещенные по ошибке глупые птицы были превращены в людей, и их эволюция повторила все преступления, совершенные по ходу развития человеческой цивилизации. В романе "Боги жаждут" (1912), посвященном Великой французской революции, отвергаются любые формы насилия: главный герой книги, якобинец Гамлен, наделен высокими душевными качествами и готов на любую жертву ради торжества революционной идеи, но в конечном счете превращается в жестокого фанатика. В 1914 появляется "Восстание ангелов" - фантастический роман, отличающийся своеобразным смешением бытового правдоподобия (картины французского общества перед Первой мировой войной) с гиперболизованной фантастикой (изображение ангельского воинства) и идиллической условностью (описания прошлого). Ангелы, возмущенные тиранией Иеговы, спускаются на землю, чтобы научиться у людей делать революцию. Они обретают облик людей, смешиваются с ними и успешно готовят восстание. Но их вождь Люцифер в вещем сне видит себя победителем Иеговы, занявшим престол и превратившимся в такого же грубого деспота. Наутро он отказывается быть предводителем мятежных ангелов. Парадоксальное смешение небесного и земного, "богохульное" сопоставление Бога и земных правителей привело к включению романа в список книг, запрещенных Католической церковью. В начале Первой мировой войны Франс выпустил книгу "На славном пути" (1915), которая отличалась патриотическим и антинемецким духом, но уже через год стал ярым пацифистом и противником милитаризма. Он горячо приветствовал большевистскую Октябрьскую революцию 1917, а в начале 1920-х годов был в числе тех, кто поддержал созданную во Франции коммунистическую партию. К концу жизни Франс достиг апогея славы, и его парижский дом ("Вилла Сеид") превратился в место паломничества для молодых писателей, как французских, так и иностранных.