Один из самых ярких мастеров эпохи барокко, создатель пышных театрализованных фресковых ансамблей во дворцах Рима и Флоренции. Его монументальные циклы росписей, алтарные образы для церквей, станковые живописные работы по заказам аристократии отличались высоким уровнем исполнения и вдохновением. Будучи уроженцем Тосканы, он начинал свою деятельность там, но уже с 1612 года начал работать в Риме. Его талант был замечен папой Урбаном VIII Барберини, ставшим его покровителем. В свою манеру, основанную на принципах классицизма мастеров болонской школы, подражание Карраччи, он привносил живые, полные фантазии детали, динамичные ракурсы, часто заимствованные из античной пластики, а также торжественную и нарядную праздничность.
В ряду лучших произведений художника картина "Мадонна со святыми" (1626-1628, Кортона, Музей этрусской истории), в которой воплотилось все великолепие алтарного барочного образа. В залитом солнцем пространстве словно ощущается движение всех фигур. Пристрастие барокко к сложной символике указывает и богатое аллегорическое содержание. Картина была исполнена по заказу семейства Пассерини и содержит символику духовно-рыцарских орденов, принадлежностью к которой гордились представители этого знатного рода. Полотно на мифологический сюжет "Похищение сабинянок" (1627-1629. Рим, Капитолийские музеи) было написано по заказу другого покровителя художника - римского мецената Саккетти. Классицистически четко продуманная композиция сочетается в нем с бурной, театрализованной экспрессией. Неистовые повороты фигур, возможно, заимствованы из произведений Дж. Л. Бернини, с которым художник сотрудничал и талант которого высоко ценил. Не менее эффектно полотно "Нахождение Ромула и Рема" (1643, Лувр), полное динамики света и цвета. Сюжеты об основании Вечного города высоко ценились просвещенной аристократией, искавшей подтверждения древности своего происхождения. Реминисценции чувственной красоты античного искусства всегда играли большую роль в творчестве художника ("Жертвоприношение Диане", Рим, Национальная галерея старого искусства). Кстати, если вы занимаетесь коллекционированием монет, то присмотреть новые можно на сайте Nominal.club там каждый найдет для себя что-то интересное.
Самой крупной работой Пьетро да Кортона в Риме стала его фреска "Триумф Божественного провидения" (1633-1639, Рим, Палаццо Барберини), написанная в плафоне Главного зала дворца папы Урбана VIII Барберини. Работа в апартаментах дворца была поручена ему совместно с Дж. Л. Бернини. После росписи Галереи Палаццо Фарнезе, исполненной Карраччи, Пьетро да Кортона стал создателем иного типа монументальной барочной росписи со словно прорывающим все преграды, устремлением ввысь небесным пространством, врывающимися в зал облаками, парящими в опоре на них фигурами героев мифов, Священного писания, аллегорических персонажей. Все они словно плывут по небу в окружении рассеянного золотящегося от солнца света. Религиозный сюжет сочетается в них с идеей прославления папы Барберини, как главы католической церкви и ученого, а также его славного рода. Поэтому в роспись введены элементы геральдической символики в виде изображения пчел с расправленными крыльями. За эту грандиозную работу Пьетро да Кортона был удостоен звания князя римской Академии Сан Лука, почетного звания утвердившего его в положении первого художника Рима. В эти годы он имел уже большую престижную мастерскую в Риме и в поздних картинах поручал доработку собственного замысла своим ученикам. Значительной работой художника стали и росписи анфилады парадных залов Палаццо Питти во Флоренции (1640-е), росписи Палаццо Памфили и церкви Кьеза Нуова в Риме.
В архитектуре талант Пьетро да Кортона проявился с не меньшей яркостью. В своих наиболее значительных постройках в Риме - вилле Саккетти (1625-1630), церквях Санти Лука и Мартина (1634-1650), Санта Мария ин виа Лата (1658-1662), Санта Мария делла Паче (1656) он проявил себя как выдающийся зодчий барокко. Поклонник идей Браманте и Палладио, он творчески перерабатывал их наследие. Одним из примеров его большого дарования является, например, ансамбль площади с церковью Санта Мария делла Паче, в котором наглядно воплощены градостроительные принципы римского барокко, органичное пластическое мышление талантливого мастера этой эпохи.
После смерти Гвидо Рени (1642) Пьетро да Кортона перебрался в Болонью, где стал главой местной живописной школы. В самых поздних работах его ранее пышный театрализованный живописный стиль все больше приобретал в период 1642-66 годов черты продуманного аскетизма.