Количественно среди лопевских пьес преобладают собственно комедии, то есть пьесы, предназначенные для увеселения зрителей и заканчивающиеся счастливо (в их числе - "Учитель танцев", 1594; "Набережная в Севилье", ок.1603; "Валенсианские безумцы", 1590-е гг.; "Молодчик Каструччо", конец 1590-х гг.; "Изобретательная влюбленная", 1606; "Крестьянин в своем углу" (1611), "Мадридская сталь" (1608-1612), "Дурочка", 1613; "Зеленый Сантъяго", 1613). Действие многих из них происходит в Мадриде и в других испанских городах, в современной легко узнаваемой зрителем среде. Для постановки этих пьес актеру требовалось иметь только плащ и шпагу - обязательные атрибуты испанца, выходящего "в город" (еще в 18 веке их назвали "комедиями плаща и шпаги").
В комедиях более "высокого", фантазийного плана - так называемых "комедиях интриги" - действие переносится в иную реальность (в другую страну, в другое время) и протекает либо во дворцах знати ("дворцовые комедии"), либо в сельской местности на лоне природы ("пасторальные комедии"). Сюжеты большинства "высоких" комедий литературного происхождения. Классический образец - "Собака на сене" (опубликовано 1618), в которой любовь неаполитанской графини Дианы де Бельфлор к своему секретарю Теодоро - юноше отнюдь не знатного происхождения - рождается из ревности (Диана влюбляется, заметив, что Теодоро неравнодушен к ее служанке Марселе) и вступает в конфликт с общепринятыми представлениями о сословной "чести".Благополучная развязка комедии основана на компромиссе любви и чести. Любовь в комедиях Лопе не только сметает сословные перегородки, но и должна суметь найти себе место в мире, разделенном на касты и сословия.
Композиция комедии
Комедии Лопе построены по единому образцу - клише, сложившемуся у него к середине 1590-х годов. Сюжет каждой любовной комедии развивается на пересечении по меньшей мере двух линий . В стандартный набор персонажей комедии входят: "галан" (молодой человек, влюбленный в "даму"), сама "дама" (соответственно, и "галан", и "дама" должны иметь дублеров или соперников), изобретательный слуга-"грасьосо" (впервые он появился в одной из комедий Лопе 1596) и служанка, которые содействуют любви "галана" и "дамы", отец или "старик", хранитель фамильной чести и узаконенного порядка жизни, нарушаемого влюбленными, и, наконец, некое знатное лицо, которое в финале примиряет "отцов" и "детей" и от лица общественного мнения узаконивает связи, образовавшиеся в результате развития комедийной интриги.
Трагедии Лопе
Большинство трагедий Лопе относятся к наиболее раннему или, напротив, самому позднему периодам его творчества. Классическая трагедия Лопе - "Наказание - не мщение" (1631), главный герой которой герцог Феррарский, женившись по государственному расчету на юной мантуанской принцессе Кассандре, уличает ее в любовной связи с собственным побочным сыном графом Федерико. Чтобы восстановить свою "честь" в согласии с общепринятым правилом "за тайное оскорбление - тайная месть" (об измене жены знает один герцог), он заставляет Федерико стать невольным убийцей Кассандры, а затем казнит сына, обвинив его в преднамеренном убийстве мачехи - возможной матери будущего наследника престола. Барочный парадоксализм трагедии зиждется на двусмыленности и иллюзионизме происходящего: каждый из ее героев своими речами (пьеса изобилует красноречивыми монологами) и своими поступками должен вызвать и сострадание, и осуждение со стороны зрителя.
Тематически "Наказание - не мщение" можно отнести и к так называемым "драмам чести". Особую разновидность "драм чести" составляют крестьянские "драмы чести", которые включают в себя и смерти, и оскорбления чести, и благополучный финал (сам Лопе определял эти пьесы как "трагикомедии"). Самая знаменитая из такого рода драм - "Фуэнте Овехуна" ("Овечий источник"), изображающая исторически засвидетельствованное крестьянское восстание в Фуэнте Овехуне - селении в провинции Кордова. Лопе изображает крестьян такими, какими его зрители хотели видеть крестьян в "зеркале" сцены: полными чувства собственного достоинства, духовно и интеллектуально равными горожанам и знати, а крестьянскую жизнь - как череду празднеств и приносящих благоденствие трудов. Крестьяне восстают на защиту своей чести от посягательств командора ордена Калатравы, в подчинении у которого находится село. Преследуя деревенских девушек своими домогательствами, командор посягает на основы социального порядка, цинично попирая кодекс чести: честью обладает каждый испанец-"старый христианин".
Лопе-новатор
Появление в трагикомедиях (а нередко и в комедиях) Лопе на сцене персонажа-короля было нарушением классицистического канона, допускавшего его участие только в трагическом действе. Однако фигура короля (в "Фуэнте Овехуне" королей) - краеугольный камень сюжетного строя лопевских пьес, в особенности тех, действие которых отнесено в легендарное историческое прошлое Испании: именно вмешательство короля гарантирует в "новой комедии" восстановление справедливости и порядка.
Лопе де Вега - наряду с Луисом де Гонгора и Франсиско де Кеведо - крупнейший испанский поэт "золотого века". Его перу принадлежат многочисленные романсы, песни, сонеты, как включенные в тексты его пьес и романов, так и опубликованные в сборниках "Стихи" (1604), "Священные стихи" (1614), "Человеческие и божественные стихи лиценциата Томе де Бургильоса" (1614).