Piplz.ru - Сайт о людях и для людей!
Сайт о людях - биографии знаменитостей, статьи, новости.
Навигация
Меню
Разделы сайта
Опросы
Какая информация на сайте Вас заинтересовала?

Фотографии знаменитых людей
Биографии исторических личностей
Биографии современных знаменитостей
Новости из жизни публичных людей

  Поиск



хостинг от .masterhost

Рейтинг@Mail.ru


Твен Марк - биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация.


ТВЕН Марк (Mark Twain, наст. имя Сэмюэл Ленхгорн Клеменс, Clemens) (30 ноября 1835, Флорида, штат Миссури - 21 апреля 1910, Реддинг, штат Коннектикут), американский писатель.

Детские впечатления

В городок Ганнибал на Миссисипи, будущий Санкт-Петербург самых знаменитых книг Твена "Приключения Тома Сойера" (1876) и "Приключения Гекльберри Финна" (1884), семья судьи Клеменса перебралась, когда будущему писателю было четыре года. Запас детских впечатлений питал творчество Твена почти до конца его литературной деятельности. Псевдоним, которым с 1863 подписывались газетные статьи, а затем и художественные произведения, напоминал о юности, когда Твен был лоцманом на речных пароходах (twain - "дюжина саженей", т. е. достаточная глубина). С двенадцати лет Твену пришлось работать: ученик наборщика, журналист провинциальных газет, старатель в Неваде. Он был самоучкой, всю жизнь ощущал изъяны образования, что не помешало ему создать роман-исследование "Личные воспоминания о Жанне д'Арк" (1896), потребовавший кропотливой работы над историческими источниками, и повесть "Таинственный незнакомец" (опубликована в 1916), затронувшую сложнейшую философскую проблематику.

"Против юмора не устоит ничто"

Литературной школой Твена была газета, а его излюбленными жанрами долгое время оставались сатирический очерк, комическая зарисовка, юмореска, нередко использующая ходы и приемы повествования, типичные для фольклора. Особую роль сыграл в становлении Твена фольклор, созданный на "фронтире" (продвигавшаяся на Запад граница, за которой лежали территории, куда еше не пришла цивилизация). "Фронтиром" в детские годы Твена был Ганнибал, в пору его молодости - Невада и Калифорния, где к нему пришла слава выдающегося журналиста и корифея юмора.

Начиная с хрестоматийного рассказа "Знаменитая скачущая лягушка из Калавераса" (1865) определились творческие особенности, сохраняющиеся и в ранних очерковых книгах Твена ("Простаки за границей", 1869, "Налегке", 1872, "Жизнь на Миссисипи", 1883): близость к формам фольклорного рассказа-анекдота, обилие ярких бытовых деталей, создающее картину реальности с ее контрастами и парадоксами, ощущение могучей, неиссякающей энергии жизни, юмор, понимаемый как "способность смешить, сохраняя полную серьезность". Под натиском юмора, считал писатель, "не устоит ничто". Воплотившийся в "Приключениях Тома Сойера" и философской сказке "Принц и нищий" (1882) идеал Твена - свобода от всего условного и безжизненного, органичный демократизм, вера в разумность истории и в духовные силы рядового человека. Насмешка над искусственностью и обветшавшими формами отношений, которые будут сметены прогрессом, отвечала умонастроению, преобладавшему в тогдашней Америке, готовой признать Твена своим национальным гением.

"Позолоченный век"

Однако его репутация начала меняться с выходом книги о Геке Финне, содержавшей трагические эпизоды, в которых юным героям открывается реальная будничность захолустья с его скудоумием и своекорыстием, возникает проблема нравственного выбора перед лицом несправедливости, насилия и расизма. Переселившись в 1870 из Калифорнии в Хартфорд, Твен постоянно соприкасался с миром промышленников и бизнесменов, к которому после женитьбы он сам оказался причастен. Писатель проникался все более нескрываемым отвращением к "позолоченному веку", как была им названа тогдашняя эпоха бурного экономического роста, сопровождаемого разгулом коррупции и попранием демократических принципов. Роман "Янки из Коннектикута при дворе короля Артура" (1889), повесть "Простофиля Вильсон" (1896), памфлеты и сатирические рассказы того же периода говорят о нарастании обличительного начала в прозе Твена, который постепенно становится самым непримиримым критиком американских социальных институтов и массовой общественной психологии. Доминирующей метафорой у него была мистификация, разрастающаяся до вселенских масштабов: подделкой оказываются и установленные в обществе моральные нормы, и само общество, и духовные ценности, на деле говорящие лишь о самообольщении человека, не желающего осознать, как он ничтожен и убог в своих устремлениях.

"Все человеческое грустно"

Усиливающаяся мизантропия Твена, памятником которой остался многократно им переделанный "Таинственный незнакомец", отчасти объяснялась тем, что неудачные деловые начинания привели его в 1894 к банкротству, вследствие чего ему пришлось ради денег предпринимать изнурительные поездки с чтением своих рассказов, а затем и кругосветное турне, описанное в книге очерков "По экватору" (1897). Эта поездка превратила Твена в страстного противника империализма и колониальных амбиций Америки, резко им осужденных в серии памфлетов, написанных в начале 1900-х гг.

Не все из них были опубликованы: окружение Твена стремилось сохранить в общественном сознании образ непоколебимого жизнелюба и беспечного юмориста, заставляя его утаивать даже от своих домашних особенно гневные страницы, в частности главы автобиографии, которую он диктовал секретарю в последние годы жизни. Настроения этих лет переданы эпиграфом к книге "По экватору": "Все человеческое грустно. Сокровенный источник юмора не радость, а горе. На небесах юмора нет".