Piplz.ru - Сайт о людях и для людей!
Сайт о людях - биографии знаменитостей, статьи, новости.
Навигация
Меню
Разделы сайта
Опросы
Какая информация на сайте Вас заинтересовала?

Фотографии знаменитых людей
Биографии исторических личностей
Биографии современных знаменитостей
Новости из жизни публичных людей

  Поиск




Руссо Анри - биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация.


Руссо (Rousseau) (прозвище Таможенник — Le Douanier) Анри (1844-1910), французский живописец. Самоучка. Представитель примитивизма. Фантастические пейзажи, жанровые сцены, портреты отличаются наивностью мировосприятия.




Руссо (Rousseau) Анри Жюльен Феликс (прозвище Таможенник — Le Douanier) (1844, Лаваль — 1910, Париж), французский художник, самоучка.

Путь к живописи

Сын жестянщика. В молодости служил в армии, где играл на саксофоне; после демобилизации поступил на государственную службу в таможенный департамент Парижа (откуда позднее возникло его прозвище — Таможенник). Живописью начал заниматься в возрасте около сорока лет, и после ухода на пенсию в 1885 целиком отдался искусству, подрабатывая частными уроками на скрипке. Знакомые Руссо относились к его занятиям иронически, однако необычные яркие полотна привлекли к себе внимание известных живописцев импрессионизма — Камиля Писсарро и Поля Синьяка. Руссо был приглашен участвовать в выставках Салона Независимых, где собирался цвет авангардно настроенной художественной интеллигенции Парижа. Профессионалы с Монмартра увлеклись «наивным» миром своего собрата-самоучки, потому что отрицающий академическую традицию примитивизм Руссо, протест против цивилизации, поэтическая достоверность изображений отвечали их потребности радикального обновления палитры, рисунка, мотивов — всего отношения к искусству. В 1890-е годы Руссо сдружился с ведущими поэтами и художниками новой эпохи — Гийомом Аполлинером, Пабло Пикассо, Жоржем Браком, Фернаном Леже.

Самобытность живописи Руссо

Не получивший профессионального образования, Руссо обладал прирожденным чувством формы, цвета, свежестью восприятия мира. Художник признавался, что, когда он пишет свои картины, ему кажется, что кто-то другой водит его рукой. В самобытной живописи Руссо поражают соединение реалистической детали с необычностью темы. Преображая реальность своей наивной фантазией, Руссо вдохновлялся банальной эстетикой открыток и ярмарочных вывесок. Впечатления от ботанического сада преображаются на его полотнах до неузнаваемости: загадочные персонажи, обитающие на его полотнах среди львов и диковинных растений («Сон Ядвиги» 1910, Музей современного искусства, Нью-Йорк; «Нападение ягуара на лошадь», 1910, ГМИИ им. А. С. Пушкина), переносят нас из города в сказочные джунгли. Помимо аллегорических пейзажей, Руссо пишет виды Парижа, военные сцены («Артиллеристы», 1895, Музей С. Гугенхейма, Нью-Йорк), портреты («Автопортрет с палитрой», 1889-1890, Национальная галерея, Прага), а том числе детские («Портрет ребенка с полишинелем», 1903, Художественное общество, Винтертур). Люди на его выразительных полотнах — статичные, как восточные иерархи, и при этом очень живые, часто написаны с фотографий. Стремление отразить жизнь в ее предельной достоверности соединяется с причудливыми видениями и поэтизацией действительности. Тщательно выписанные детали укрупняют мир, словно под лупой, и расположены нелогично, как во сне. Сочная палитра, открытый цвет, лаконичный рисунок Руссо под стать его буйно цветущему миру — картины искрятся жизнерадостной непосредственностью гениального живописца, свободного от догм стиля и академической выучки.

Патриарх «наивного искусства»

Разносторонне одаренный, Анри Руссо занимался музыкой и литературным творчеством. Одна из его коротких пьес названа «Месть русской сироты». Однако только в живописи его талант достиг наивысших высот.

Художник умер одиноким, от пневмонии. Поэтическую эпитафию на его надгробии написал Гийом Аполлинер, а высек Константин Бранкузи. В 1911 знаменитый французский критик Вильгельм Уде написал о нем первую монографию и устроил ретроспективную выставку в Париже. С тех пор о художнике написано множество книг, а его работы украшают лучшие музеи мира.

Позднее во Франции 1920-х годов появились и другие талантливые самоучки — их назвали художниками «Святого сердца» или «семи воскресений в неделю». Таможенника Руссо по праву считают не только патриархом «наивных», но и мастером, во многом определившим судьбы искусства 20 века. Его фантастические пейзажи предвосхитили фовизм, кубизм и сюрреализм.