Бранкузи (Брынкуши) (Brancusi) Константин (19 февраля 1876, Хобица, Румыния — 16 марта 1957, Париж), румынский скульптор.
Пешком в Париж
Родился в румынской деревеньке у подножия Карпат в многодетной семье. В 12 лет ушел из дома, работал разносчиком, официантом, отдавая свободное время занятиям искусством и ремеслами (сам смастерил скрипку). Окончил школу искусств и ремесел в г. Крайова, а затем изучал скульптуру в Государственном институте изящных искусств в Бухаресте. В 1904 пешком добрался до Парижа, где жил на случайные заработки и продолжал профессиональное образование: посещал занятия в Государственном институте искусств, участвовал в выставках молодых художников, в течение двух месяцев работал в мастерской великого Огюста Родена (1907). На ранней стадии творчества создавал реалистические портреты (камень, гипс), однако вскоре увлекся стилем модерн, декоративизмом формы, передачей светотеневой вибрации.
Вперед к архаике
В 1907 в искусстве Бранкузи произошел перелом: от техники ваяния по моделям он перешел к непосредственной работе в материале (камень и дерево), а от реалистического портретирования — к отвлеченным темам и геометризированным формам. Скульптура «Мольба» (1907), где лапидарность силуэта сочетается с конструктивностью композиции, — дань Родену и одновременно отказ от его наставлений. Скульптура «Поцелуй» (1907) явилась, по признанию Бранкузи, его «путем в Дамаск»: став своеобразным логотипом творчества мастера, она обозначила разрыв как с академической традицией, так и с искусством рубежа веков: целующаяся пара в виде малорасчлененного блока известняка с прорисью на нем волос и глаз заложила основы авангардного языка в европейской скульптуре. Интерес к геометрически упрощенной, восходящей к архаике форме и емкая образность, проявившиеся в этом произведении, стали характерными чертами искусства Бранкузи.
Гармония формы и мотива
С конца 1910-х годов время для скульптора словно застыло. Он восприимчив к художественным веяниям 1910-х годов — расчленению композиции, интересу к неолиту и африканской скульптуре, к народному примитиву. Вместе с тем, не отдаляясь от современников и участвуя в бурной парижской жизни (на выставке Салона Независимых в 1920 в Париже изображенная в виде фаллоса «Принцесса Х» вызвала общественный скандал), Бранкузи выработал самобытный язык, внепрограммный и внестилевой, хранящий дух древнего мастерства, и совершил прорыв в понимании скульптуры. Отвлеченный облик его произведений основан как на органике природы (округлые формы, лапидарный силуэт), так и на принципах классической тектоники (золотое сечение). Мифопоэтическая насыщенность образа вырастает из логики формы и опирается на глубинную суть материала.
На протяжении всего творческого пути Бранкузи работал над несколькими циклами и создавал реплики одной и той же композиции в разных материалах (дерево, мрамор, бронза), меняя лишь детали, масштаб и постаменты. Среди излюбленных тем Бранкузи — абстрактные женские портреты («Мадемуазель Погани», «Спящая Муза»), эротика («Поцелуй», «Принцесса Х»), персонажи сказок и античной мифологии («Леда», «Прометей», «Жар-птица», «Ведьма»), библейские сюжеты («Адам и Ева»), животный мир («Птица», «Рыба», «Тюлень», «Черепаха», «Петух»). Один из шедевров мастера — «Бесконечная колонна» — выявляет его приверженность утопическому идеализму авангарда.
Всю жизнь проживший в Париже, Бранкузи всегда оставался верен естественной красоте народного румынского промысла — резьбе по дереву, отношению к скульптуре как вещи, одухотворяя ее утилитаризм. На своей родине в Румынии мастер воздвиг ансамбль в г. Тыргу-Жиу (1937), в монументальной форме обобщивший весь его творческий путь.
Творчество Бранкузи вошло в сокровищницу художественного опыта 20 века. Затворник по натуре, скульптор не имел учеников или прямых последователей, однако его самобытность и смелые искания во многом определили облик современной скульптуры. Произведения мастера хранятся во всех ведущих музеях мира, особенно много их в Париже и в США.