Piplz.ru - Сайт о людях и для людей!
Сайт о людях - биографии знаменитостей, статьи, новости.
Навигация
Меню
Разделы сайта
Опросы
Какая информация на сайте Вас заинтересовала?

Фотографии знаменитых людей
Биографии исторических личностей
Биографии современных знаменитостей
Новости из жизни публичных людей

  Поиск




Тьеполо Джованни Доменико - биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация.


Тьеполо (Tiepolo) Джованни Доменико (30 августа 1727, Венеция — 3 марта 1804, там же), итальянский живописец и график. Сын Дж. Б. Тьеполо. Длительное время упоминался как интерпретатор манеры отца, и его большой талант не был оценен по достоинству. В 1760-70-е годы, после ряда научных публикаций итальянских исследователей и большой выставки работ отца и сына в Удине (1971), деятельность Тьеполо Младшего получила признание.

Станковая живопись

До 1750-х годов работал главным образом в станковой живописи. В 1747 исполнил цикл (из 14 панно) «Крестный путь» для оратории дель Крочефиссо венецианской церкви Сан Поло. Современникам не понравились произведения художника из-за обилия бытовых деталей, совмещения легендарных событий и персонажей, взятых из современной действительности. Художник ценил острохарактерные детали, которые смело ввел в композиции. В подобной манере трактованы и сюжеты маленьких полотен «Отдых на пути в Египет» (Музей изобразительных искусств, Будапешт) и «Мария со спящим младенцем» (Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва), которые он создавал, одновременно работая над графической серией «Бегство в Египет», изданной в 1759. Персонажи полотен изображены в современных и фантастических костюмах, но всегда очень конкретно, пейзаж придает сценам идиллический характер.

В картине «Совет Мальтийского Ордена» (1749-50, Городской музей, Удине) проявился интерес художника к изображению современности. Подобный исторический сюжет был неожиданным для мастерской Тьеполо Старшего. Джованни Доменико изобразил сцену заседания Большого Совета во дворце Мальтийского Ордена на Мальте в сентябре 1748, где было подтверждено аристократическое достоинство нобилей города Удине (в память об этом событии и было заказано полотно). Сцена в интерьере трактована художником со всеми историческими подробностями.

В ряде ранних станковых произведений: «Лагерь цыган» (1750-53, Картинная галерея, Магонца), «Отплытие гондолы» (1785, частное собрание, Нью-Йорк) и парной к ней «Буркьелло» (Художественно-исторический музей, Вена), «Менуэт в исполнении Коломбины и Панталоне» (середина 1750-х годов, Лувр) — Тьеполо Младший тоже обращается к современным темам, трактуя их с долей иронии и подчеркивая характерное в лицах, жестах, нарядах и ситуациях. Он изображает фрагменты повседневного венецианского быта то с предельной правдивостью, то напоминающими карнавал или театральное действо в пейзаже или в городской среде, но без жеманства рококо. Произведения 1750-х годов позволили ему утвердиться в своей живописной манере, которая получит развитие в росписях паркового павильона («форестерии») виллы Вельмарана.

Монументальная живопись

В 1756 Джованни Доменико был избран членом венецианской Академии, что совпало с осуществлением его первой крупной работы в монументальной живописи — участием в росписи виллы Вильмарана вместе с отцом. Помимо росписей форестерии, он исполнил еще фреску в одном из залов самой виллы. Форестерия в виде небольшой одноэтажной галереи с семью залами по одной стороне была выстроена известным архитектором Дж. Массари в парке. Стены последовательно расположенных залов — Китайского, Сельских сцен, Готического, зала Олимпа, Карнавальных сцен, зала архитектуры и зала путти — были украшены его росписями (за исключением зала Олимпа, где работал Тьеполо Старший). Фрески были исполнены в виде настенных панно горизонтального или вертикального форматов и фресок плафонов. Умение театрализовать изображаемые события художник унаследовал от отца, но его привлекали не приключения мифологических и исторических персонажей, а сам театрализованный быт венецианской действительности, широкий круг происходящих в ней событий. Он включает в изображения сцены крестьянского быта (зал Сельских сцен), модной восточной экзотики (Китайский зал), галантные сценки в переданном естественном освещении (Готический зал), эпизоды из городской жизни с акробатами, шарлатанами, гадалками, зеваками (зал Карнавальных сцен). Его интересует передача характерного в лицах, жестах, антураже всей сцены. Перенесение основной декорации на стены форестерии, выходящей в парк, свидетельствует о «живописном» понимании пространства, которое благодаря изображению сцен в пейзаже или городской среде словно утрачивает свои естественные границы.

Период 1762-67 годов Джованни Доменико проводит в Испании, помогая отцу; после его смерти в 1770 возвращается в Венецию и начинает преподавать в Академии, в 1780 избирается ее президентом.

Крупной работой явился и цикл росписей виллы в Дзианиго около Митре (1791-1797), приобретенной семейством Тьеполо. Художник работает над росписями, впервые выполняя их не на заказ, а для себя. Эти росписи стали последним крупным ансамблем венецианской монументальной живописи 18 столетия. (В настоящее время фрески находятся в специальном помещении, реконструированном около виллы в Дзианиго). Тьеполо Младший окончательно отходит от создания величественных мифологических образов, ощущая их несоответствие эстетическим и художественным устремлениям времени. В зале Пульчинелл и зале Кентавров художник вводит принцип декорации — бытовые сцены в картинах-панно выглядят фрагментами современной действительности, кадр за кадром открывающейся зрителю. Впечатление временного развития действия усиливает вертикальный формат фресок в зале Пульчинелл («Будка акробатов», «Отдых Пульчинелл», «Влюбленный Пульчинелла») и фризообразная вытянутость росписей в зале Нового мира («Новый мир», «Прогулка втроем», «Менуэт на вилле»). Как декоративная вставка, а не характерный для барокко прорыв в пространство, выглядит написанная на потолке зала Пульчинелл фреска в виде галантной сцены 18 в. («Качели Пульчинеллы»).

Для Тьеполо образ Пульчинеллы, ведущий свое начало от маски комедии дель арте и часто встречающийся в его живописи и графике (серия «Развлечения для детей», частное собрание, Англия), — это скрытый под маской живой собирательный образ, полный иронии и гротеска, несущий в себе социальный смысл. Стихия постоянного превращения персонажей, как в сказках К. Гоцци, ценившего «важность превращений», присуща фрескам зала Кентавров и зала Сатиров виллы в Дзианиго. Наряду с фантастическими существами, здесь изображены актеры, гимнасты, акробаты, вовлекаемые в театральную травестию, заимствованную из театрализованного реального венецианского быта. Мир сказочной фантастики Тьеполо Старшего Джованни Доменико преобразует в новый мир, тоже театрализованный, но полный иронической оценки и тонкого чувства личного постижения. Он окружает себя в росписях виллы воспроизведением сцен окружающего его мира, полных личного ощущения его ритма и понимания его поэзии.

Будучи прекрасным рисовальщиком, в рисунке он все-таки зависел от манеры отца. Более индивидуальна его манера в офорте. Повествовательность, тонкая передача нюансов настроения и новое понимание постоянно изменяющегося временного развития присущи сериям офортов «Крестный путь» (1749) и «Бегство в Египет» (1750-53).

Наследник живописной традиции Тьеполо Старшего, Джованни Доменико внес новое начало в развитие монументальной живописи. Его искусство окончательно порывает с «большим стилем» и его возвышенными аллегорическими образами и вплотную подводит к искусству 19 столетия с его более индивидуальной и свободной оценкой окружающего мира.