В Риме и Венеции. 1719-1746
Учился Каналетто (прозвище он получил из-за фамилии отца — «Маленький Каналь») у своего отца, театрального декоратора Бернардо Каналь. Работал в Риме (1719-1720 и, возможно, в 1740-х гг.), в Венеции. Начинал как художник-сценограф, помогая отцу в оформлении спектаклей для венецианских и римских театров. Под влиянием работавших в Риме Г. Ван Виттеля и Л. Карлевариса обратился к написанию городских видов. Возможно, он знал ведуты Дж. П. Паннини и В. Кодацци с изображением римских античных построек. Сделанные во время пребывания в Риме зарисовки с натуры, Каналетто использовал в каприччи римского периода — «Арка Септимия Севера» (1719, частное собрание), «Каприччи с руинами» (1720-1721, Венеция, Фонд Чини). Большими пятнами темных и светлых тонов он следует в ранних каприччо распределению света и тени. Композиции строятся по принципу угловой перспективы и вид на мощные постройки, изображаемые часто у моря, открывается с боковой точки обзора.
С 1723 он работал в Венеции, став членом гильдии венецианских живописцев. В ведутах 1730-х гг. Каналетто отказывается от принципа построения иллюзорного перспективного пространства, овладевая новыми приемами, связывая с ними и живописные поиски. Используя камеру-обскуру, он фиксирует ракурс избираемого, как правило, широкого панорамного вида (камера художника хранится в музее Коррер), четко выстраивает пространство, как бы приближая его к зрителю. Топографическая точность всегда сочетается в его произведениях с несколько приподнятым над реальностью, декоративным восприятием цвета, которым он передает красочную и праздничную атмосферу Венеции. В 1730-е гг. к художнику приходит известность в связи с исполненными им сериями для английского консула Джозефа Смита и герцога Бедфорда. В эти же годы он начинает публиковать офорты со своих произведений, что приносит всеевропейскую известность. В ведутах, посвященных празднествам в честь дожа, — «Прием французского посла во дворце дожей» (1729, Санкт-Петербург, Эрмитаж), «Отплытие «Буцентавра» дожа от мола в день Вознесения» (1735-1741, Лондон, Национальная галерея), переданы сцены многолюдных торжеств. Каналетто всегда педантично фиксирует все подробности исторического события.
Полихромия полотен с изображением праздничной Венеции в дни торжеств, связанных с выездами дожа, приемами послов, праздников в честь святых, сменяется более приглушенной гаммой в картинах, на которых запечатлена будничная жизнь города. Пейзажи «Мастерская мраморщиков в Сан Витале» (1730, Лондон, Национальная галерея) и «Рио деи Мендиканти» (1730-е, Милан, частное собрание) исполнены мелким точным мазком («tocco forte»), в них нет напряженной динамики крупных цветовых пятен, как в ранних римских каприччо. В соответствии с перспективными задачами Каналетто варьирует силу тона, передавая все более дифференцированные градации света и тени, смягчая геометрическую четкость планов, объемов зданий, приводя к единому тональному звучанию цвета неба, воды, архитектуры, костюмов.
Как поэтические воспоминания о Венеции всегда воскресают в памяти полотна Каналетто с воспроизведением самых живописных участков города с церковью Санта Мария делла Салюте и островом Сан Джорджо с церковью Палладио Сан Джорджо Маджоре («Въезд в Большой канал». 1745, Вашингтон, Национальная галерея; «Бачино ди Сан Марко». 1745, Бостон, Музей искусств).
Одновременно с ведутами в 1730-40-е гг. Каналетто писал и каприччи. Венецианские и римские постройки, нередко соединенные в одном виде, смотрятся как грандиозная театральная декорация («Колизей с аркой Константина». 1743, Хэмптон-Корт, королевские собрания; «Каприччо с венецианской церковью Сан Франческо делла Винья», 1744, частное собрание).
Английский период. 1746-1756
В периоды 1746-50 и 1751-56 Каналетто работал в Англии. Годы, проведенные там, были очень плодотворными в его творчестве. Он написал здесь даже автопортрет, запечатлев себя на фоне Собора Св. Павла. Овальная форма полотна уподобляет его окну, из которого художник смотрит на лондонские виды. В Англии Каналетто писал ведуты бассейна Темзы с дворцами («Темза от Вестминстерского моста», 1746-47, Прага, Национальная галерея), средневековые соборы и капеллы («Капелла в Итоне», 1754, Лондон, Национальная галерея), сцены многолюдных сборищ на Темзе («Праздник на Темзе», частное собрание), напоминающие венецианские работы. Он стремился правдиво передать средствами тонального колорита характер северного пейзажа, не столь праздничного и яркого, как итальянский, но привлекающий художника своей естественной красотой. Его привлекало написание английских парков с их бесконечной пространственной перспективой и затерянными в их зелени неопалладианскими павильонами.
Заключительный период. 1756-1768
По возвращении в Венецию в 1756 Каналетто, главным образом, повторяет старые сюжеты каприччи, не создав уже больше произведений по художественные качествам равным его более ранним полотнам. Он работает для издателей, исполняя рисунки для серий видовых гравюр, сам занимается техникой офорта, к которой обратился еще в начале 1740-х гг. В 1763 шестидесятилетний художник лишь после европейского признания был принят в члены Академии. Отдавая дань таланту этого крупного венецианского пейзажиста, его современник, аббат Москини, написал на надгробии художника: «Антонио Каналь, венецианский художник-ведутист, к которому по уму, по вкусу и по правдивости мало кто из старших и никто из современников не мог приблизиться».