Джордж Герберт Уолкер Буш родился 12 июня 1924 года в Милтоне, Массачусетс, и вырос в Новой Англии. Его отец Прекотт Буш был глубоко уважаемым банкиром на Уолл-Стритте, входил в наблюдательные советы больших предприятий и представлял с 1952 по 1963 год штат Коннектикут в сенате в Вашингтоне. Джордж Буш школьником посещал академию Филиппса в Андовере, Массачусетс, один из самых престижных интернатов на восточном побережье. После окончания школы в 1942 году последовали Згода службы морским летчиком, потом 2 с половиной года учебы в известном Йельском университете в Коннектикуте. Еще во время войны Буш женился 6 января 1945 года на Барбаре Пирс, с которой познакомился за три года до этого. В 1948 году они переселились в Техас, Буш стал менеджером и предпринимателем в нефтяной промышленности. Вышедший из истеблишмента восточного побережья и социализировавшийся в Новой Англии Буш сразу же надел ковбойскую шляпу и в своей политической карьере вел себя по необходимости то как тори с восточного побережья, то как техасский предприниматель. Из Техаса начался поход по всем политическим институтам, постепенный подъем на пост президента: председатель республиканской партии в Хьюстоне, Техас; представитель США в Объединенных Нациях и Китайской Народной Республике; директор ЦРУ; после неудавшейся попытки стать кандидатом в президенты, вице-президент при Рейгане. Буш не только познакомился с политической системой США с различных точек зрения, но и стал постепенно мастерски вести переговоры, заключать компромиссы и создавать консенсусы, короче говоря: он был дипломатом, опытным в партийной, внутренней и внешней политике.
На этом богатстве опыта базировалось его президентство. В администрации Буша политика делалась знатоками, в министерстве иностранных дел и в министерстве финансов наряду с Джеймсом Бейкером и Николасом Брейди сидели близкие личные доверенные лица, которые были очень опытны в политическом отношении. Кадровая политика Буша резко отличалась от кадровой политики Рейгана: были привлечены опытные, прагматичные, неидеологизированные, ориентирующиеся на основное политическое течение политики и бюрократы. В отдельных учреждениях сознательно было оставлено не более 20% назначенных Рейганом политических чиновников. Также в отличие от Рейгана Буш был втянут в рутинные дела Белого дома и в процедуру законодательства. При этом приоритет он явно отдавал внешней политике. Достаточно рано стали различать два президентства Буша, а именно, относительно успешное во внешней политике и безуспешное во внутренней. Правда, Буша считали консервативным, однако его президентство не подчинялось какой-либо программатике, у него были проблемы, как он сам сказал, с "очевидными вещами". Нельзя было не увидеть риторического дефицита Буша, ему не хватало способности электризовать, мобилизовать общественность или тем более манипулировать ею. В этих условиях "плюсом" являлась его жена Барбара, с которой он вел гармоничную семейную жизнь и которая, благодаря своему материнскому нраву, завоевала симпатии многих соотечественников.
За четыре года президентства Буша во внутренней политике царило радиомолчание. Много энергии, однако, требовалось на то, чтобы взять в руки тяжелое наследство администрации Рейгана: дефицит государственного бюджета, государственные долги и крушение многих сберкасс, которые разорились на спекуляциях в годы бума цен на землю и дома. При этом дефицит государственного бюджета был обоюдоострым мечом. Он узко ограничил бы пространство политических действий любого президента. Одновременно он мог быть использован как оправдание президента, который и так не собирался проявлять инициативу во внутренней политике. Скудный внутриполитический результат администрации Буша состоял в издании закона об инвалидах и охране воздуха. От притязания вновь избранного президента войти в историю как президент образования или защиты окружающей среды в последующие годы не осталось никаких признаков. При этом он мог бы приобрести поддержку Конгресса, с которым поддерживал кооперативные отношения и с членами которого имел превосходные личные отношения. Буш также не смог использовать свою большую популярность после выигранной войны в Заливе, чтобы осуществить обширную внутриполитическую программу. Вопреки совету своих сотрудников он провозгласил минималистскую концепцию, в которой речь шла лишь о борьбе с преступностью и о транспортной политике. Экономически-политическим несчастьем, которое имело больший вес, чем скудные результаты внутренней политики, стало заявление Буша о том, что он, несмотря на собственные многократные обещания, повысит налоги из-за дефицита государственного бюджета. Вообще, экономическая политика и экономическое развитие стали ахиллесовой пятой его администрации, что стоило ему в конечном счете переизбрания: экономический рост и индивидуальный реальный доход переживали застой, внешнеторговый дефицит, прежде всего с Японией, продолжал расти и число безработных выросло на 3 миллиона. Незадолго до дня выборов 1992 года это недовольство нашло свое отражение в опросе общественного мнения: 80% опрошенных считали, что правительство ведет не в нужном направлении и что экономическое благосостояние страны находится под угрозой; распространялись пессимизм и упадническое настроение.
Во внешней политике Буш имел успехи: в 1989 году начал интервенцию в Панаме, чтобы арестовать тамошнего диктатора Норьегу, который был замешан в международной торговле наркотиками; он приспособился к быстро изменяющимся отношениям между Востоком и Западом, начав раньше и энергичнее, чем другие партнеры ФРГ по НАТО, поддерживать немецкий процесс объединения; вместе с министром иностранных дел Джеймсом Бейкером он обезопасил долговой кризис в Латинской Америке и снова привел в движение мирный процесс между Израилем и его арабскими соседями. В первую очередь, однако, ему удалось впечатляюще продемонстрировать военную силу, когда в 1990-91 годах он отправил 540 000 американских солдат (из них 10% женщин) в Персидский залив, чтобы по поручению Объединенных Наций прекратить иракскую оккупацию Кувейта. Операция "Буря в пустыне", в которой вооруженные силы созданной Бушем международной коалиции сломили сопротивление иракцев в течение 42 дней, вызвала у американской общественности, которая надеялась, что благодаря этому преодолела "травму Вьетнама", кратковременную эйфорию. Однако вскоре стало ясно, что Буш и во внешней политике не располагает долгосрочной концепцией. Что он понимал под провозглашенным им "новым миропорядком", осталось неясным. Его решения, очевидно, принимались интуитивно, но исполнялись командой таких блестящих политиков, как Джеймс Бейкер, Дик Ченни, Брент Скаукрофт и Колин Пауэлл. Это были те люди, которые ввели США как единственную оставшуюся "супердержаву" в новую формирующуюся международную систему.
Так, Буш входит в ряд президентов XX века, правивших только один срок и которым было отказано в переизбрании: Уильям Хоуард Тафт, Герберт Гувер и Джимми Картер. Хотя (или, возможно, именно потому, что) Джордж Буш был президентом в период национального и международного перелома, он практически не оставил после себя заметных следов и его можно рассматривать как переходного президента.
На этом богатстве опыта базировалось его президентство. В администрации Буша политика делалась знатоками, в министерстве иностранных дел и в министерстве финансов наряду с Джеймсом Бейкером и Николасом Брейди сидели близкие личные доверенные лица, которые были очень опытны в политическом отношении. Кадровая политика Буша резко отличалась от кадровой политики Рейгана: были привлечены опытные, прагматичные, неидеологизированные, ориентирующиеся на основное политическое течение политики и бюрократы. В отдельных учреждениях сознательно было оставлено не более 20% назначенных Рейганом политических чиновников. Также в отличие от Рейгана Буш был втянут в рутинные дела Белого дома и в процедуру законодательства. При этом приоритет он явно отдавал внешней политике. Достаточно рано стали различать два президентства Буша, а именно, относительно успешное во внешней политике и безуспешное во внутренней. Правда, Буша считали консервативным, однако его президентство не подчинялось какой-либо программатике, у него были проблемы, как он сам сказал, с "очевидными вещами". Нельзя было не увидеть риторического дефицита Буша, ему не хватало способности электризовать, мобилизовать общественность или тем более манипулировать ею. В этих условиях "плюсом" являлась его жена Барбара, с которой он вел гармоничную семейную жизнь и которая, благодаря своему материнскому нраву, завоевала симпатии многих соотечественников.
За четыре года президентства Буша во внутренней политике царило радиомолчание. Много энергии, однако, требовалось на то, чтобы взять в руки тяжелое наследство администрации Рейгана: дефицит государственного бюджета, государственные долги и крушение многих сберкасс, которые разорились на спекуляциях в годы бума цен на землю и дома. При этом дефицит государственного бюджета был обоюдоострым мечом. Он узко ограничил бы пространство политических действий любого президента. Одновременно он мог быть использован как оправдание президента, который и так не собирался проявлять инициативу во внутренней политике. Скудный внутриполитический результат администрации Буша состоял в издании закона об инвалидах и охране воздуха. От притязания вновь избранного президента войти в историю как президент образования или защиты окружающей среды в последующие годы не осталось никаких признаков. При этом он мог бы приобрести поддержку Конгресса, с которым поддерживал кооперативные отношения и с членами которого имел превосходные личные отношения. Буш также не смог использовать свою большую популярность после выигранной войны в Заливе, чтобы осуществить обширную внутриполитическую программу. Вопреки совету своих сотрудников он провозгласил минималистскую концепцию, в которой речь шла лишь о борьбе с преступностью и о транспортной политике. Экономически-политическим несчастьем, которое имело больший вес, чем скудные результаты внутренней политики, стало заявление Буша о том, что он, несмотря на собственные многократные обещания, повысит налоги из-за дефицита государственного бюджета. Вообще, экономическая политика и экономическое развитие стали ахиллесовой пятой его администрации, что стоило ему в конечном счете переизбрания: экономический рост и индивидуальный реальный доход переживали застой, внешнеторговый дефицит, прежде всего с Японией, продолжал расти и число безработных выросло на 3 миллиона. Незадолго до дня выборов 1992 года это недовольство нашло свое отражение в опросе общественного мнения: 80% опрошенных считали, что правительство ведет не в нужном направлении и что экономическое благосостояние страны находится под угрозой; распространялись пессимизм и упадническое настроение.
Во внешней политике Буш имел успехи: в 1989 году начал интервенцию в Панаме, чтобы арестовать тамошнего диктатора Норьегу, который был замешан в международной торговле наркотиками; он приспособился к быстро изменяющимся отношениям между Востоком и Западом, начав раньше и энергичнее, чем другие партнеры ФРГ по НАТО, поддерживать немецкий процесс объединения; вместе с министром иностранных дел Джеймсом Бейкером он обезопасил долговой кризис в Латинской Америке и снова привел в движение мирный процесс между Израилем и его арабскими соседями. В первую очередь, однако, ему удалось впечатляюще продемонстрировать военную силу, когда в 1990-91 годах он отправил 540 000 американских солдат (из них 10% женщин) в Персидский залив, чтобы по поручению Объединенных Наций прекратить иракскую оккупацию Кувейта. Операция "Буря в пустыне", в которой вооруженные силы созданной Бушем международной коалиции сломили сопротивление иракцев в течение 42 дней, вызвала у американской общественности, которая надеялась, что благодаря этому преодолела "травму Вьетнама", кратковременную эйфорию. Однако вскоре стало ясно, что Буш и во внешней политике не располагает долгосрочной концепцией. Что он понимал под провозглашенным им "новым миропорядком", осталось неясным. Его решения, очевидно, принимались интуитивно, но исполнялись командой таких блестящих политиков, как Джеймс Бейкер, Дик Ченни, Брент Скаукрофт и Колин Пауэлл. Это были те люди, которые ввели США как единственную оставшуюся "супердержаву" в новую формирующуюся международную систему.
Так, Буш входит в ряд президентов XX века, правивших только один срок и которым было отказано в переизбрании: Уильям Хоуард Тафт, Герберт Гувер и Джимми Картер. Хотя (или, возможно, именно потому, что) Джордж Буш был президентом в период национального и международного перелома, он практически не оставил после себя заметных следов и его можно рассматривать как переходного президента.