Главная книга
Главной книгой Некрасова стало его первое произведение - повесть "В окопах Сталинграда", она оказалась самым высоким его художественным достижением. Он написал потом несколько очень сильных рассказов о войне, например "Судак" (1958) и "Вторая ночь" (1960), их можно поставить рядом с этой книгой, но не над ней. "В окопах Сталинграда" - первое в нашей литературе произведение не о войне, а изнутри войны, рассказ не наблюдателя, а ее участника, находившегося на переднем крае. Она словно бы возвращала "окопникам" незаживающее их прошлое, перечеркнутое официально признанными и сверхобильно тиражируемыми парадными, фанфарными сочинениями. "В окопах Сталинграда" стала книгой, определившей очень важное направление нашей военной прозы, хотя ее влияние не ограничивалось рамками этой литературы. Когда на рубеже 1950-х и 1960-х годов заявила о себе литература фронтового поколения или, как ее еще называли, "лейтенантская литература" (хотя среди ее авторов были и солдаты), сразу же обнаружилось, что у истоков этой литературы повесть Некрасова была главным ее ориентиром, он был ее признанным лидером. Это засвидетельствовали многие прозаики того призыва - Г.Я. Бакланов и В. В. Быков, В. О. Богомолов и А. М. Адамович, Б. Ш. Окуджава и В. Л. Кондратьев, В. Ф. Тендряков и В. Н. Семин, поддержанные и поэтами фронтового поколения - С. С. Наровчатовым и К. Я. Ваншенкиным, Г. М. Поженяном и Ю. В. Друниной.
Б. А. Слуцкий справедливо заметил: "Повесть В. Некрасова обогнала свою литературную эпоху, во многом предваряя наше время". Писатели фронтового поколения так определили роль повести Некрасова в их творческой судьбе: "Все мы вышли из некрасовских "окопов". Исключительное значение этой книги признали и писатели старшего поколения - Твардовский и И. Г. Эренбург.
К.М. Симонов и А. А. Бек, В. П. Гроссман и А. П. Платонов считали, что она стоит в первом ряду лучших произведений о Великой Отечественной войне, что это одно из самых высоких достижений нашей литературы.
Особенности творческого метода
Автобиографичность, близость к мемуарному жанру придают написанной от первого лица повести "В окопах Сталинграда" особого рода интимную достоверность, резко приближают к читателю события и персонажей, делают его сопереживания главному герою полнее, глубже. Автобиографичность и лиризм, свободно льющееся повествование с то и дело возникающими отступлениями, воспоминаниями героя, его размышлениями, как выяснилось впоследствии, были не просто особенностями повести "В окопах Сталинграда", а органическим свойством художественной манеры и творческой личности Некрасова, отчетливо проступающим во всем, что он написал, в том числе и в тех вещах, что были созданы на чужбине, в эмиграции: путевых очерках "Записки зеваки" (1975), "Взгляд и нечто" (1977), "По обе стороны стены..." (1977), "Из дальних странствий возвратясь..." (1979-81), в повестях "Саперлипопет, или Если б да кабы, да во рту росли грибы..." (1983), "Маленькая печальная повесть" (1986), напоенных печальной любовью, сливающейся с самоиронией, к отрезанной от него родине, к оставшимся там друзьям. И чем полнее и ярче эти свойства реализовались, тем выше был художественный уровень некрасовской прозы, тем значительнее достигнутый результат.
Две повести Некрасова были экранизированы: "В окопах Сталинграда" - фильм "Солдаты" (1957, режиссер А. Иванов) и "В родном городе" - фильм "Город зажигает огни" (1958, режиссер В. Венгеров). Некрасов написал несколько сценариев документальных фильмов.
Умер в Париже, похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.