Piplz.ru - Сайт о людях и для людей!
Сайт о людях - биографии знаменитостей, статьи, новости.
Навигация
Меню
Разделы сайта
Опросы
Какая информация на сайте Вас заинтересовала?

Фотографии знаменитых людей
Биографии исторических личностей
Биографии современных знаменитостей
Новости из жизни публичных людей

  Поиск



хостинг от .masterhost

Рейтинг@Mail.ru


Альтдорфер Альбрехт — биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация.


Альтдорфер (Altdorfer) Альбрехт (около 1480, Регенсбург — 12 февраля 1538, там же), немецкий художник, скульптор и архитектор, представитель дунайской школы; в его творчестве пейзаж впервые в европейском искусстве стал самоценным предметом изображения. Работал главным образом в Австрии и Южной Германии.

Имя Альбрехта Альтдорфера впервые упоминается в документах в 1505, когда он становится гражданином города Регенсбурга. Родился в семье миниатюриста Ульриха Альтдорфера, прибывшего в 1474 из Амберга и обосновавшегося в Регенсбурге. Источники сообщают, что Альбрехт Альтдорфер был почтенным бюргером, домовладельцем, членом городского совета, что он отказался от почетной должности бургомистра. В 1519 стал членом Внешнего совета города, принимал участие в изгнании из Регенсбурга евреев и разрушении синагоги. С 1526 — главный архитектор города и член Внутреннего совета, в 1535 он отправился послом в Вену, ко двору императора. 12 февраля 1538 написал предсмертное завещание. О работах, заказчиках и путешествиях Альтдорфера документы не сообщают.

Ранние произведения и истоки дунайской школы

По изображенным в разных картинах местностям можно догадаться, что мастер в молодости объездил Баварию, что около 1510-11 он, вероятно, спустился вдоль Дуная в нижнеавстрийские земли, где в это время работали художники, впоследствии объединенные в группу как мастера дунайской школы (Йорг Брей Старший, Рюланд Фрюауф, Михаэль Остендорфер, Вольф Хубер и др.). На искусство этих художников, стоявших у истоков пейзажного жанра, повлияли как акварели и гравюры Альбрехта Дюрера, ранние, венского периода, картины Лукаса Кранаха Старшего, так и традиции живописных школ, расположенных в Дунайской долине между Пассау и Веной. Ранние картины Альтдорфера («Стигматизация св. Франциска», «Св. Иероним», обе — Берлин-Далем, и др.) обнаруживают большую близость к работам Кранаха и Дюрера. В них, однако, уже определились черты зрелого стиля мастера: они лиричнее по настроению, отличаются большей живописной цельностью, чем у Кранаха, подвижный, с изящными завитками рисунок сильно отличается от графической, несколько жесткой манеры Дюрера, яркие цвета сияют как драгоценные камни, пейзаж и фигуры, которые, кажется, вырастают из земли, подобно деревьям и растениям, необычайно спаянны.

Уже в ранней картине Альтдорфера — «Лесном пейзаже со св. Георгием» (пергамент на доске, 1510, Старая пинакотека, Мюнхен) — сюжетное начало отступает перед образом природы, а герой становится фактически стаффажем. В чаще высоких деревьев фигура святого трудно различима, в просвете леса раскрывается беспредельная даль, переливающаяся легчайшими голубыми и зелеными оттенками. В атмосфере витает дух сказочности и необычности, вообще свойственный искусству Альтдорфера. Хотя видна только часть леса, мы ощущаем его безграничную протяженность вглубь и ввысь, мир входит в пространство картины как единое целое, раскрывается через малую свою частицу. Подобное отношение к природе обычно связывается с идеями пантеизма, имеющими свое начало в религиозно-мистических учениях позднего европейского средневековья и распространившимися в философии и науке эпохи Возрождения, особенно в североевропейском мире.

Второе путешествие по Австрии

В 1510-11 Альтдорфер, вероятно, совершил второе путешествие по Дунаю и к австрийским Альпам. От этой поездки сохранился рисунок пером, изображающий Дунайскую долину у Зармингштейна (1510-11, Музей изобразительных искусств, Будапешт), один из первых «чистых» пейзажей в европейском искусстве. Деревья и горы, громоздящиеся подобно вулканическим извержениям, переданы тончайшими, причудливыми очертаниями. Именно этот прием работы непрерывным динамичным контуром, мелкий игольный, напоминающий технику офорта, рисунок станет излюбленной графической манерой Альтдорфера и узнаваемым «почерком» художников дунайской школы.

Прекрасные ландшафты Австрии, ее горные панорамы, лесные чащи, водопады, реки и озера отныне становятся любимой темой в искусстве Альтдорфера («Пейзаж с мостом», 1516, Национальная галерея, Лондон; «Пейзаж с видом города», 1526-28, Старая Пинакотека, Мюнхен), на фонах и дальних планах его картин на религиозные сюжеты возвышаются старые города, разрушенные замки, сверкающие горные цепи, появляются цветущие леса, прозрачные голубые озера. Мир картин Альтдорфера — драгоценный, переливающийся сияющими красками, завораживающе прекрасный. Чудесность и сказочность пейзажа призваны раскрыть перед нами чудо события, открывающегося перед нами на полотне («Отдых на пути в Египет», 1510, Государственные музеи, Берлин; «Рождество Христово», 1507).

Алтарь Санкт-Флориан и «Битва Александра Македонского с Дарием»

Крупнейшее произведение Альтдорфера — алтарь для монастыря в Санкт-Флориане близ австрийского города Линца (около 1518) со сценами мученичества св. Себастьяна и Страстями Христовыми. Алтарь дошел до нас в разобранном виде. Поначалу он состоял из короба с резными статуями, внутренней пары створок, частично — рельефами, с внешней пары, расписанной с обеих сторон, и, наконец, пределлы — живописной снаружи и резной внутри. При закрытых створках были видны четыре картины со сценами из легенды о св. Себастьяне. Когда открывалась первая пара створок, зритель видел восемь картин с изображениями Страстей Христовых. На внешней стороне пределлы были написаны сцены «Положения во гроб» и «Воскресения». Сбоку пределлы помещались два неподвижных крыла с изображениями св. Варвары и св. Маргариты и портретом донатора — настоятеля монастыря Петера Маурера.

Готический гротеск форм в изображении мучителей Христа, яркие насыщенные цвета, подобные краскам готического витража, световые эффекты (свет мятущихся факелов и фонарей, мерцание сумерек — в ночных сценах; небо, окрашенное в желтый цвет с кроваво-красным багрецом и слепящее сияние нимба вокруг головы Христа — в «Воскресении») сродни визионерской экспрессии картин Грюневальда, но без его надлома и натуралистически изображенной одухотворенности.

В 1528 герцог Вильгельм IV Баварский заказал ряду художников (Хансу Бургкмайру, Бартелю Бегаму и Йергу Брею Старшему) картины на исторические темы. Альтдорфер исполнил для герцога, возможно, лучшее произведение, в котором предельно раскрылись драматические возможности света, величие и грандиозность пейзажа — «Битву Александра Македонского с Дарием» (размер 158,4 x 120,31, Старая Пинакотека, Мюнхен). В развертывающейся в ней космической панораме видны, будто с птичьего полета, тысячи сражающихся людей, корабли на круглящемся до горизонта море. Цвета перетекают один в другой, стихии огня и воды сражаются в небесах, подобно людям на земле, огненно-красные и оранжевые лучи солнца золотят вершины голубых горных цепей, окрашивают края воронки облаков, в которой оно исчезает, наступающая ночь загорается лунным светом. Человеческая жизнь и драмы человеческой истории — лишь эпизод в общей картине мира.

Фантастический элемент, присущий живописи Альтдорфера, характерен и для его рисунков, чаще всего исполненных на тонированной серо-голубой, зеленой или коричневой бумаге пером и тушью или белилами («Христос в Гефсиманском саду», 1509, Гравюрный кабинет, Берлин; «Дикие люди», 1510, Альбертина, Вена), и гравюр на меди и дереве (лучшие из них — 40 листов «Грехопадение и искупление человека»). В 1530 Альтдорфер, используя новую технику офорта (применив вместо железных медные доски), выполнил 9 пейзажных листов и серию гравюр с изображениями бокалов причудливой формы, задуманных как модели для мастеров золотых дел.

Альтдорфер работал и как миниатюрист (24 миниатюры для молитвенника императора Максимилиана I, 1515, Городская библиотека, Безансон), писал портреты; сохранились фрагменты его стенных росписей в бане епископского дворца в Регенсбурге с изображением купающихся (около 1532, Городской музей, Регенсбург). Известно несколько скульптур Альтдорфера. В качестве главного архитектора города он сделал проекты нескольких зданий в Регенсбурге, в его графическом наследии есть подробные виды и интерьеры церквей и общественных сооружений. Свои рисунки, гравюры и картины, как и Дюрер, Альтдорфер подписывал монограммой, состоящей из двух, вписанных одна в другую букв А с усеченными вершинами.

Младший брат Альтдорфера, Эрхард, также был художником, путешествовал в Австрию вместе с Альбрехтом и испытал сильное влияние его живописной манеры. Эрхард работал в Австрии и исполнил для монастыря в Клостернейбурге алтарь (Монастырский музей, Клостернейбург) со сценами из легенды о св. Леопольде, на сюжет которой известны произведения других мастеров дунайской школы.