В 1903 году Климт получил от магната Фердинанда Блоха заказ на портрет его жены. За четыре года художник создал более 100 набросков для картины, прежде чем в 1907 году смог представить на всеобщее обозрение свою «Золотую Адель». Картина считается одним из самых значительных полотен Климта и австрийского югендстиля в целом. В 2006 году «Золотая Адель» была куплена Рональдом Лаудером за $135 млн, став самым дорогим произведением живописи в мире.
Все особенности, отличающие «золотой период» Климта, здесь налицо: сочетание реализма в изображении лица и рук с абстрактными декорациями, плавное перетекание одного в другое, экзотическая символика, заполняющая одеяние героини и окружающий фон, неуловимо пряная атмосфера, а также общее настроение изображенной на холсте женщины — усталость от собственной респектабельности... Хорошо прорисованные огромные глаза, красиво очерченные чувственно приоткрытые губы создают неуловимый контраст со спокойной уверенностью лица. Мозаичность сливающегося с платьем фона, прорисованного золотом и серебром, из которого выступают хрупкие плечи и нежные ключицы, подчеркивает обаяние образа. Женщина, изображенная на картине, похожа на нездешнюю экзотическую птицу в драгоценном оперении. Женщина в золотой клетке...
Хотя сам художник получил за эту работу солидные деньги, жил он довольно скромно, посвящал все свободное время живописи и семье. Масштабных литературных трудов Климт тоже не оставил: он не вел дневников, мало писал о своем видении искусства или методах. Самое прекрасное из того, что создал Климт, — безусловно, женские образы. У женщин на портретах Климта всегда одинаково безмятежное, мечтательное выражение липа: они взирают на мир меланхолично и отрешенно. Нужно отметить, что в портретах Климта платья играют не меньшую роль, чем сами модели. Они искусно служат для раскрытия индивидуальности женщины, усиливая восприятие лииа, шеи и рук.
В самом деле — приглядимся к «женским» работам Климта попристальнее. В «Портрете Эмилии Флеге» (1902) с помощью композиции художник подчеркивает характер модели — женщины незаурядной, уверенной в себе. Стройная, высокая, в роскошном узорном платье, Эмилия очаровательна и легка. Легки ее пышные рыжеватые волосы, видимость легкого шарфика, подхваченного ветром, создает орнамент на заднем плане. Поистине, Муза...
Для Климта Эмилия Флеге и была музой, которая находилась рядом с художником, помогала, советовала, вдохновляла в течение 27 лет. Австрийский модельер, Эмилия управляла домом моды, а Климт придумывал для нее эскизы тканей и платьев. Выполненные им узоры выглядят так, как если бы они были вырезаны из орнаментов его картин... Сегодня на выставке в венском Музее Леопольда представлены тысячи открыток, которые художник отправлял Эмилии. Он слал ей по несколько открыток в день — факт, который сам по себе многое говорит о необычайных чувствах к этой женщине, ставшей, по мнению некоторых исследователей, моделью в том числе и для знаменитого «Поцелуя».
Картины Климта на тему библейской Юдифи были созданы под влиянием византийского искусства, которое художник изучал во время поездки в Равенну. Задуманный контраст между объемной пластичностью тонко выписанного и мягко окрашенного лица и двухмерной поверхностью орнамента — отличительная черта этого цикла. Интересная деталь: все картины раннего Климта рождались на свет под влиянием их будущего обрамления. Сначала брат художника приносил ему раму, а потом уж создавалась картина, которая должна была соответствовать обрамлению. Друг Климта Альфред Басе писал в дневнике: «Когда я увидел «Саломею» Густава — я понял, что все женщины, которых я знал до сих пор, были ненастоящими. Когда я увидел его «Поцелуй» — понял, что не любил никогда по-настоящему Когда я увидел эскиз к «Юдифи» — осознал самое страшное, что и не жил я вовсе, а если и жил, то ненастоящей жизнью». Особый успех женские работы снискали на Венецианской выставке 1910 года. Одну из картин художника приобрел городской совет Венеции, а модельеры по окончании выставки бросились шить платья по фасонам, заимствованным из женских портретов Климта.
Если бы Климт приехал со своими работами в модный Париж, успех был бы, вероятно, еще более ощутимым. Но скромный художник практически не выезжал за границу. Внешний облик Климта тоже весьма далеко отстоял от ауры его картин. С простыми чертами лица, похожий на крестьянина, он был высок и обладал недюжинной физической силой. Трудно было поверить, что эти грубые мускулистые руки способны были превращать женщин в «драгоценные орхидеи, выплывающие из глубин волшебного сна».
Ежедневно он увлеченно работал, иногда даже забывая про обед. Он пришел к выводу, что обильное использование золота стесняет его, склоняя к жесткой стилизации и делая невозможной передачу всех психологических тонкостей и нюансов. Начало войны «взяло» из пейзажей Климта яркие краски, наполнив их более монохромными тонами, но, к счастью, эта мрачность не коснулась женских портретов, которые оставались столь же свежими, притягательными и цветущими. Жаль, что многие из этих поздних портретов остались незаконченными, остановившись на дате «1918 год» и так и не перешагнув войну, за которой Европу ждало уже совсем другое искусство...