Piplz.ru - Сайт о людях и для людей!
Сайт о людях - биографии знаменитостей, статьи, новости.
Навигация
Меню
Разделы сайта
Опросы
Какая информация на сайте Вас заинтересовала?

Фотографии знаменитых людей
Биографии исторических личностей
Биографии современных знаменитостей
Новости из жизни публичных людей

  Поиск




Марио Варгас Льоса — биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация.


Авторская манера Варгаса Льосы обладает чертами как модернизма, так и классического латиноамериканского магического реализма. Кейт Букер, посвятившая творчеству Варгаса специальную монографию, не скрывает восхищения контрапунктной манерой перуанского писателя комбинировать в одном романном пласте события и диалоги, происходящие в разных временных и ситуативных срезах или даже атрибутированные разным персонажам. Иногда кажется, что «Войне конца света» недостает психологизма и реалистичности, но это впечатление обманчиво — огромный, почти семисотстраничный роман сознательно стилизован под народный эпос, персонажи которого под многовековым грузом устной традиции с необходимостью утрачивают все индивидуальные черты, за исключением тех, что укладываются в канву воплощаемой ими идеи. Так, например, в романе «Зеленый дом» (1968) центральные темы насилия и отчуждения развиваются одновременно в пяти пересекающихся сюжетах. Писатель использует изощренную технику монтажа — с мгновенными переключениями времени и места действия и множественными точками зрения. «Разговор в «Соборе» — один из лучших романов XX века, по праву стоящий в одном ряду с произведениями Маркеса, Кортасара, Борхеса. В маленьком ресторанчике под названием «Собор» встретились два человека. Их причудливый диалог и составляет основу повествования. Вместо пестрой веселой круговерти латиноамериканского карнавала читателю открывается мир, опутанный ложью, калейдоскопическая смена правителей, путчи, преследование инакомыслящих; вместо привычного буйства красок — разочарование, предательство, одиночество. «Разговор» — не развлекательное чтение, это исповедь героя, чья жизнь представляет собой сплошное «не» — незаконченный курс университета, неудавшаяся попытка стать революционером, не сложившиеся отношения в семье и непонятные отношения в браке, нелюбимая работа в бульварной газетенке. Здесь, как и подчеркивает Кейт Букер, мы наблюдаем тот же рваный слог, настолько разбросанные мысли, что иногда сложно уследить за повествованием, абзацы из разных сюжетных линий сменяют друг друга и стоит больших усилий, чтобы рассортировать фрагменты и понять, о чем, собственно, речь.

В 2010 году Марио Варгас Льоса был удостоен Нобелевской премии «за детальное описание структуры власти и за яркое изображение восставшего, борющегося и потерпевшего поражение человека». До этого писателя неоднократно называли наиболее вероятным претендентом на эту награду, но получить премию ему удалось только через несколько лет. При этом в Нобелевском комитете старались всячески подчеркнуть, что премия вручается писателю не только за его бесспорный литературный талант — явно чувствовалась политическая подоплека, резонанс, вызванный вкладом Льосы в отстаивание демократических ценностей.

Польщенный Марио Варгас прокомментировал это так: «Я в первую очередь все-таки писатель, а не профессиональный политик. Однако я считаю, что у писателей есть моральное обязательство участвовать в общественных дискуссиях, особенно в тех странах, где не все благополучно, а это — большинство стран в мире. Я думаю, что писатели в какой-то степени оправдывают себя тем, что участвуют в политической и общественной жизни, высказывают мнения, критикуют то, что подлежит критике. С другой стороны, мне кажется, что литература, абсолютно лишенная связи с тем, что происходит в реальности, становится пресной, поверхностной. Великие литературные произведения всегда свидетельствуют о том, что происходит в обществе, какие у него основные проблемы, каковы ожидания людей. И в этом смысле, мне кажется, литература должна находиться в тесной связи с окружающим миром, а не только с воображением писателя».

Сегодня вместе со второй женой Патрицией и тремя детьми Марио Варгас Льоса живет в столице Перу — Лиме в шикарных апартаментах с видом на Тихий океан. Несмотря на почтенный возраст, он до сих пор любит выпить чашечку кофе в сопровождении бокала рома. Вечером — бокал хорошего красного вина.

Каждое утро до обеда он проводит за письменным столом — семь дней в неделю, неизменно, несмотря ни на что. Мало что может повлиять на этот незыблемый график. Утро для него — самое творческое время. При этом Льоса никогда не работает более двух часов подряд и никогда не пользуется печатной машинкой или компьютером — только бумага и чернила. «Если у меня заканчивается вдохновение, я просто не дописываю предложение до конца, перенося его на завтра и... завтра оно служит мне «трамплином». Я работаю каждый день потому, что, если ты пишешь длинную книгу, то не должен прерываться. Это своего рода дыхание. И еще: каждый из домочадцев знает, что в эти утренние часы мне лучше не мешать».

Если представить себе писателя сидящим в прохладные, свежие утренние часы за письменным столом, перед листом бумаги, освобожденным от груза компьютера и щелкания клавиатуры, глядящим в просторное окно на иссиня-изумрудную гладь океана, — ему трудно не позавидовать. Давая волю собственной фантазии, он строит нечто большее, чем просто пересказ собственного опыта. «Обычно идея романа вырастает из произошедшего со мной в самом широком смысле, — комментирует писатель, — я кого-то встретил, что-то произвело на меня сильное впечатление, о чем-то я слышал, что-то прочитал. И я начинаю про это думать, делать заметки. Но я не сажусь писать немедленно. Я жду. Это как проверка временем. Если по истечении нескольких недель или месяцев я все еще об этом думаю, то сажусь писать. Писательство — очень медленный процесс. В начале есть что-то неопределенное: состояние тревоги, настороженность, любопытство. Потом появляется нечто вроде краткого изложения сюжета. И этот сюжет нужно «развернуть»... Скажу вам, это почти невротическое состояние! Вначале все выглядит довольно холодно и безжизненно, как автохолодильники, но вот ты начинаешь оживлять своих персонажей, добавлять им жизни, тепла, обнаруживать силовые линии, придумывать ситуации. Вы можете потерять контроль над своим героем, что не раз уже случалось».

Сегодня достигший почтенного возраста Марио Варгас Льоса остается «закоренелым» оптимистом. «У меня есть ощущение, что мы будем жить в лучшей по сравнению с прошлым временем эпохе», — говорит писатель. Если вам представится возможность посетить Лиму, непременно загляните в лом-музей Марио Варгаса Льосы. Власти выделили средства, чтобы из помещения, где долгое время жил наиболее выдающийся перуанский писатель, сделать музей, который могут посетить все желающие. Вход свободный. Льоса спокойно относится к памятникам при жизни. Он — сторонник создания Музея национальной памяти в Перу. Этот музей, по мнению писателя, должен фиксировать данные о самых ужасных социально-политических катастрофах страны, в нем должны изучать на профессиональном историческом уровне архивные материалы, чтобы предоставлять объективную информацию о страницах перуанской истории... И в настоящее время все еще энергичный Марио Варгас, используя все свое влияние и вес, приближает момент открытия этого музея, своей новой идеи, своей мечты. «Когда я заканчиваю книгу, то чувствую грусть и пустоту», — признался как-то писатель. Книга Марио Варгаса Льосы еще не закончена.