В области морально-психологических проблем, которые Августин сводил к двум основным вопросам: каким должен быть человек и насколько это в его силах, - взгляды Августина претерпели значительную эволюцию. В произведениях первого периода ("О свободном решении" и др.) разрабатывалась классическая теодицея, основанная на идее рационалистически и эстетически понимаемого мирового порядка. Видимое несовершенство является частью мировой гармонии и свидетельствует о принципиальной "благости" всего сущего: "Всякая природа, которая может стать хуже, хороша" (De lib. arb. III 13,36). Бог не отвечает за зло, которое является лишь отсутствием субстанции (блага), и носит моральный характер: единственным источником зла является злая воля. Чтобы мораль была возможна, субъект должен быть свободен от внешней (в т. ч. сверхъестественной) причинности и способен выбирать между добром и злом. Моральность состоит в следовании нравственному долгу: сама идея о нравственном законе выступает как достаточный мотив (хотя содержание закона имеет богооткровенный характер). В сер. 390-х гг. эта схема переживает кризис под влиянием растущего внимания Августин к психологии морального выбора. В "Исповеди" он описывает тончайшую динамику интимно-духовных процессов (к которой античные и предшествующие христианские авторы были гораздо менее внимательны), приходя к выводу, что человек, "великая бездна", слишком слаб, чтобы самостоятельно преодолеть зло в самом себе. Параллельно на основе изучения посланий апостола Павла у Августина начинает складываться концепция предопределения; она достигает завершения в антипелагианских трактатах 3 периода ("О благодати и свободном решении", "О предопределении святых" и др.) и приводит Августина к окончательному разрыву с этическим рационализмом. После грехопадения Адама люди способны творить благо лишь с помощью благодати, которая несоизмерима с заслугами и дается тому, кто избран и предопределен к спасению. Основания такого предпочтения непостижимы: в справедливость высших решений можно только верить. Тем самым Августин бесповоротно утверждает примат веры над разумом: мы не можем знать всего, во что верим (De praed. sanct. 2). "Уверуй, чтобы уразуметь" (Serm. XLIII 3,4) - кредо зрелого и позднего творчества Августин
"Град Небесный"
Его кульминацией является эсхатология и историческая тео-антропология трактата "О Граде Божьем", вводящая в философский обиход идеи морального прогресса и линейного исторического времени."Град земной" и "Град Небесный" - символическое выражение двух видов "любви", борьбы эгоистических ("любовь к себе вплоть до пренебрежения Богом") и моральных ("любовь к Богу вплоть до забвения себя" - XIV 28) мотивов. Моральную историю человечества Августин начинает с грехопадения Адама и рассматривает как поступательное движение к обретаемому в благодати нравственному совершенству, состоянию "невозможности грешить"(XXII 30). Цель истории свершится не на земле: земные государства - "разбойничьи шайки" (IV 4), необходимые лишь в условиях человеческой греховности. Сообщество праведных и будет тем Градом, который не от мира сего.
Влияние Августина
Экзегетика и герменевтика Августина развивает традиции Александрийской школы, рассматривая текст Писания как совокупность "знаков", имеющих теологическое, историческое и моральное значение. Способы их истолкования (в т. ч. с помощью свободных наук) - тема трактата "О христианской науке", обширных комментариев на кн. Бытия и трех заключительных книг "Исповеди".
Августин создал целостное (хотя и не оформленное систематически) учение, которое на тысячу лет стало образцом для мыслителей Запада и до сих пор конкурирует с томизмом, находя приверженцев среди католических богословов. Концепция предопределения постужила вдохновляющей основой для протестантизма Лютера и Кальвина, а персоналистские религиозно-психологические мотивы составили другую линию влияния, ведущую через Паскаля к Кьеркегору и экзистенциализму.
В православии Августин - блаженный, католической же церковью он канонизирован как святой.