АВГУСТИН Блаженный (Аврелий Августин, лат. Aurelius Sanctus Augustinus) [13 ноября 354, Тагаст, Нумидия (ныне Суюк-Ахрас, близ Аннабы, Алжир) - 28 августа 430, Гиппон Регий, Сев. Африка (также вблизи совр. Аннабы)], крупнейший представитель латинской патристики, одна из ключевых фигур в истории европейской философии и теологии.
Биография
Августин происходил из небогатой провинциальной семьи и в молодости испытал влияние матери-христианки Моники, но долгое время сохранял религиозную индифферентность. Получив образование в Мадавре и Карфагене, избрал карьеру профессионального ритора (с 374). Увлечения большого города не обошли его стороной: с горечью он вспоминает о кутежах, которыми предавался со своими сверстниками. Беспорядочные связи вскоре сменились конкубинатом с любимой женщиной, хотя союз их и не был освящен законом и церковью. В кон. 370-х гг. пережил увлечение манихейством, а в нач. 380-х - скептицизмом. В 383 переехал в Рим, а вскоре получил место ритора в Милане, где познакомился с епископом Амвросием (Амвросий Медиоланский) и начал изучать сочинения неоплатоников и послания апостола Павла. Весной 387 принял крещение. В 388 вернулся в Северную Африку; с 391 - пресвитер, а с 395 вплоть до смерти - епископ г. Гиппон Регий.
Сочинения и основные этапы творчества
Многоплановое наследие Августина, одно из самых значительных в истории патристики (ок. 100 трактатов, несколько сот писем и проповедей, частью весьма обширных), сравнительно хорошо сохранилось. В творчестве Августина можно выделить 3 основных периода.
Для 1 периода (386-395) характерны сильное влияние античной (преим. неоплатонической) догматики, отвлеченная рассудочность и высокий статус рационального: философские "диалоги" ("Против академиков", "О порядке", "Монологи", "О свободном решении" и др.), цикл антиманихейских трактатов и др.
2 период (395-410) отмечен преобладанием экзегетической и религиозно-церковной проблематики: "О кн. Бытия", цикл толкований к посланиям апостола Павла, ряд моральных трактатов и "Исповедь", подводящая первые итоги духовного развития Августина; антиманихейские трактаты уступают место антидонатистским.
В 3 период (410-430) его занимают в первую очередь вопросы сотворения мира и проблемы эсхатологии : цикл антипелагианских трактатов и во многом итоговое сочинение "О Граде Божьем"; критический обзор собственных сочинений в "Пересмотрах". Некоторые важнейшие трактаты писались с перерывами многие годы: "О христианской науке" (396-426), "О Троице" (399-419).
Учение Августина органично соединяет высокую теологию Востока с углубленным вниманием Запада к психологии и антропологии. Один их крупнейших представителей христианского неплатонизма (платоники "ближе всех к нам" - De Civ.D. VIII 5), Августин со своим небывалым доселе интересом к человеческой личности и человеческой истории выступает родоначальником европейского "субъектоцентрического" и исторического сознания. Далекий от строгого систематизма, он объединяет в идее христианского индивидуума четыре основные группы проблем: онто-теологию, психологическую антропо-гносеологию, моральную психологию и, наконец, их мистико-эсхатологическую проекцию - историческую тео-антропологию "Града"; их внешним обрамлением служат экзегетика и герменевтика.
Онто-теология
Онто-теология Августина отдает дань традиционному для христианского неоплатонизма примату бытия перед сознанием: неизменное, самотождественное и вечное благо, бытие Божье - исходная высшая реальность (vere summeque est - De lib. arb. II 15,39) для индивидуального сознания, превышающая понятие субстанции и прочие категории (De trin. V 1,2; VII 5,8). Но разум вынужден прибегать к ним, чтобы помыслить Бога или как запредельный свет, или как высшую субстанцию, средоточие вечных идей-парадигм (De div.qu. 83, 46,2), - хотя полное познание Бога невозможно. Абсолютная Индивидуальность (Persona Dei - De Trin. III 10,19) - субстанциальное единство "персон"-ипостасей (una essentia vel substantia, tres autem personae - ib. V 9,10). Субстанциальность изменчивых вещей определяется причастностью высшему бытию и характеризуется формой как совокупностью существенных качеств (Ер. 11,3; De Civ. D. XII 25). Материя - некачественный субстрат, способный приобретать форму (Conf. XII 28; XIII 2).
Антропология и гносеология
Онто-теология Августина находит развитие в антропологии и гносеологии. Человеческая индивидуальность, субстанциальная по причастности Абсолюту, структурно изоморфна ему. Человек как "идеальный" субъект представляет собой единство трех "ипостасей" - ума, воли и памяти, - т. е. сочетание авторефлексивной интенциональности и "субъективно-исторической" объемности индивидуального сознания. Ум сам на себя обращает направленность воли (intentionem voluntatis - De Trin. X 9,12), т. е. всегда себя сознает, всегда желает и помнит: "Ведь я помню о том, что имею память, ум и волю; и понимаю, что я понимаю, желаю и помню; и желаю, чтобы я имел волю, понимал и помнил" (De Trin. X 11,18 cp. IX 4,4; X 3,5; De lib. arb. III 3,6 сл.). Это структурное единство гарантирует психологическую самотождественность всякого конкретно-эмпирического "я" - "след таинственного единства" (Conf. I 20,31). Однако, говоря о субъекте психологии и гносеологии, Августин сочетает с традиционной онто-центрической позицией принципиально иной ход мысли, неведомый ни античности, ни предшествующей патристике. Сомнение не всесильно, ибо психологический факт сомнения свидетельствует о существовании сомневающегося субъекта. Тезис: "Я сомневаюсь (или: я ошибаюсь), следовательно, я существую" (De lib. arb. II 3,7; Sol. II 1,1; De ver. rel. 39,73; De Trin. X 10,14; De Civ. D. XI 26), не получивший у Августина (в отличие от Декарта) универсального методологического статуса, призван, тем не менее, обосновать существование самого сознания, а тем самым - достоверность высшего бытия, объективность и несомненность истины. Сохраняя свой абсолютный масштаб, Бог обретает контр-масштаб в человеческом сознании. Для разума непосредственно очевидно его собственное существование: ум, воля и память, или "быть, знать и хотеть" (Conf. XIII 11,12), являются такой же предельной данностью, как и бытие Божье. Логический приоритет самопознания (которое, однако, принципиально возможно лишь в силу причастности к высшему бытию), а следовательно, и психологической интроспекции, объясняется тем, что познающий субъект занимает центральное положение между низшей (чувственной) и высшей (умопостигаемой) сферами, не будучи полностью подобен первой и адекватен второй: чувственное он "поднимает" до себя, к умопостигаемому возвышается путем умозрения под высшим водительством. Путь познания - восхождение ведомого верой разума к Богу, - имеет низшую ступень, чувственное восприятие (Бог познается и через творения - De Trin. XV 6,10). Восприятия упорядочиваются "внутренним чувством" (sensus interior - De lib. arb. II 3,8 сл.), первичной инстанцией самооценки и психологической интроспекции. Знание о чувственных вещах возникает в результате рефлексии разума (mens, ratio, intellectus) над чувственными данными. Кульминация познания - мистическое прикосновение к высшей истине (вариант неоплатонической "иллюминации"), просветление умопостигаемым светом, в равной мере интеллектуальное и моральное (De Trin. VIII 3,4; De Civ.D. XI 21). Так соединяются две цели познания, "Бог и душа" (Sol. I 2,7):"Возвратись в себя - истина обитает во внутреннем человеке" (De ver. rel. 39,72). Поэтому особую важность для Августина приобрела проблема времени - внутреннего (переживание "перетекания" времени) и внешнего (объективное время как мера становления, возникающая вместе с веществом и пространством - Conf. XI 4 сл.).