Тьеполо (Tiepolo) Джованни Баттиста (5 марта 1696, Венеция — 27 марта 1770, Мадрид), итальянский живописец, рисовальщик и гравер.
Последний крупный мастер венецианской живописи 18 столетия или, по словам его современника, историка искусств Л. Ланци, «последний художник-венецианец, известный в Европе». Его творчество отразило духовный потенциал, накопленный итальянской культурой в век Просвещения. Принадлежавший к кругу венецианских виртуозов, Тьеполо в силу своего исключительного дарования наиболее ярко утверждал независимость избранной им сферы деятельности — мастерства живописца. Подлинное чувство творческой свободы, огромная художественная эрудиция присутствует в его работах. Искусство Тьеполо Старшего передает размах художественных начинаний эпохи, новизну мировоззрения и тесно связанные с нею совершавшиеся перемены.
Ранний период творчества (1715-30)
Шестому сыну в семье венецианского капитана и владельца судна было суждено стать славой Венеции, главой рода известных живописцев. В 1710-е годы Тьеполо учился в мастерской Г. Лаццарини. В 1717 вступил в гильдию живописцев и получил заказы. В 1719 женился на Цецилии Гварди, сестре известного художника Ф. Гварди. Влияние манеры учителя проявилось в некоторых ранних работах («Похищение сабинянок», Эрмитаж). Бурное беспорядочное движение удлиненных фигур придает искусственный драматизм сцене. В процессе поиска собственной манеры интерес Тьеполо вызвала живопись Дж. Б. Пьяццетты. Под его влиянием исполнена роспись венецианской церкви Оспедалетто на сюжет «Жертвоприношение Исаака» (1715-16) и алтарный образ «Казнь св. Варфоломея» (церковь Сан Стае, Венеция). Крупные «фресковые» пятна цветов напоминают живописную манеру Пьяццетты. Желание преодолеть барочную патетику Лаццарини и найти собственную манеру заставляет художника обратиться и к живописи венецианца С. Риччи.
Значительной работой Тьеполо в 1726-30 годах стали росписи Архиепископского дворца в Удине, заказанные патриархом Аквилеи Дионисио Дольфин, деятельность которого была связана с этим городом. Новизна подхода к приемам живописной декорации и попытка использовать в связи с этим элементы «неоверонезовского» стиля Риччи проявилась во фресках трех плафонов галереи, потолка Красного зала, плафона лестницы, фресок стен галереи. Они исполнены яркими светлыми красками. Живописный цикл Архиепископского дворца на фоне белой с позолотой лепнины выглядит празднично. Написанные в резком ракурсе перспективные архитектурные декорации в росписях плафонов, как и в произведениях С. Риччи, создают эффект вовлечения зрителей в пространство. Язык живописи Риччи и Пьяццетты художник преобразует в свой индивидуальный стиль, сохраняя и в дальнейшем независимость по отношению к самоценным элементам традиции. Не случайно современник художника, критик Ф. Альгаротти, назвал Тьеполо «великим знатоком многих манер», имея в виду именно это качество таланта Тьеполо.
Влияние приемов Риччи и Веронезе проявилось и в росписи плафона венецианской церкви Санта Мария дельи Скальци «Св. Троица во славе» (середина 1720-х годов). В изображении праздничного оживленного движения всех персонажей на фоне величественной архитектуры словно воссоздана картина реального, полного особой динамической энергии венецианского театрализованного народного празднества.
В середине 1720-х годов был создан и цикл из десяти панно на темы из античной истории для венецианского дворца Дионисио Дольфин (пять панно находятся в Эрмитаже; два — в Художественно-историческом музее Вены; два — в Метрополитен-музее). В композиционном построении панно по принципу «угловой» перспективы проявилось влияние С. Риччи и Дж. А. Пеллегрини. Яркие и насыщенные тона цветов напоминают палитру Риччи, подражавшего Веронезе. В серию входят исторические сцены триумфов, сражений, прославляющие победы римлян во всех частях света и, возможно, навеянные событиями венецианской современной истории — победами над турками в начале столетия. Мир античных и христианских мифов существует в воображении художника нераздельно, как некое легендарное историческое прошлое, сценам из которого он придает драматическое звучание или лирический характер сказочного волшебства. В этих героических сюжетах Тьеполо в аллегорической форме прославил гражданские доблести семейства Дольфин, сыгравшего видную роль в истории Венеции.