Британская аристократка, Тильда Суинтон оказалась одной из тех, кто после распада Союза исправлял наше душевное косноязычие, прививая вкус и достоинство тем, кто в силу обстоятельств был его лишен. Фильмы Дерека Ажармена и Салли Поттер — «Караваджо», «Сад», «Орландо» и многие другие с участием актрисы — не выходили из категории обязательных для просмотра в середине и конце 90-х. С экрана Суинтон демонстрировала нам, еще очень непросвещенным, что такое настоящие манеры, женственность, умение одеваться, держать себя; что такое эстетизм, сексуальность и даже секс, но без пошлости, вульгарности и примитива. Тильда гипнотизировала зрителя одним своим месмерическим взглядом, обращенным и на собеседника, и одновременно как бы вглубь себя. На экране она не боялась быть некрасивой, и потому была органичной, прекрасной... Увы, не все из продемонстрированного Тильдой наше общество восприняло, не все в нем прижилось. И не о нас ли сказано: «Мы живем в эпоху псевдореальности: всегда наяву, слишком уставшие и беспокойные, чтобы мечтать, с отупевшим взглядом, прикованным к реалити-шоу, в котором реалити-люди готовят реалити-еду, покупают шмотки для реалити-тел и играют в жизнь». Эти слова были произнесены Тильдой и в свой адрес — она всегда предпочитала реализовывать в кино бесконечно красивые, но подчеркнуто театральные, холодные, декадентские образы. И где бы ни появлялась актриса, на театральной сцене, в кино или на показе мод, — это всегда сулило встречу с чем-то некоммерческим, авторским, экспериментальным и по-настоящему интересным.
Она никогда не выбирала работу на сугубо денежной основе, но массовый зритель знает ее по ролям Белой колдуньи в диснеевских экранизациях «Хроник Нарнии», главы коммуны отшельников в тропическом раю из фильма «Пляж», ангела Габриэль из ленты «Константин: повелитель тьмы». Более продвинутые любители кино — по оскароносной драме «Загадочная история Бенджамина Баттона», комедии братьев Коэн «После прочтения сжечь», триллеру «Майкл Клейтон» (роль в котором принесла Суинтон ее первого «Оскара»). Кроме того, Тильда — еще и модель, светская персона. В 2007 году журнал Vanity Fair назвал ее самой стильно одевающейся женщиной планеты, а в 2008-м имя актрисы попало в топ международного Best-Dressed List.
История ее семьи, происходящей из древнего шотландского рода, насчитывает более тысячи лет. Первые упоминания относятся к 886 году, когда родоначальник Эдульф, лорд Бамбурга, присягнул на верность королю Альфреду Великому, правителю англосаксонского королевства Уэссекс. Обширные владения Суинтонов долгое время находились в Нортумбрии, приграничье Шотландии.
Матильда (таково полное имя актрисы) родилась 5 ноября 1960 года в Лондоне в семье сэра Джона Суинтона, лорда Киммергема, и леди Джудит Бальфур Киллен, уроженки Австралии. В 10 лет девочку отправили в закрытую школу-интернат в Кенте, где среди одноклассниц Тильды, дочерей британской аристократии, была и леди Диана, будущая принцесса Уэльская. Тильда отлично училась, показывала успехи в спорте, регулярно становясь победительницей в школьных состязаниях по бегу. Однако когда ей прочили победу на чемпионате графства, она притворилась больной и таким образом избежала поездки, мотивируя свой поступок тем, что она-де предпочитает в качестве стимула ощущение победы, а не призы. Характерная черта характера, который сформировался уже тогда!
Саму школу Тильда терпеть не могла — попросту за то, что ученикам не разрешали слушать музыку, и это в 1970-е годы, когда все британские подростки с ума сходили по панк-року! «Я все могу простить родителям, кроме частной школы. Это было настоящее насилие над молодежью, — вспоминает актриса. — По этой же причине не люблю Гарри Поттера, где частной школе спет дифирамб». В итоге, возможно, именно школьная стесненность заставила Тильду искать свободу в актерской игре: она становится активным участником юношеских театральных постановок.
Суинтон продолжила образование в колледже Феттс в Эдинбурге, среди выпускников которого — Тони Блэр и Дэвид Огилви, имена, которые говорят о престиже заведения лучше любых эпитетов. Таким образом, Тильда развенчала миф о том, что актеру превосходное образование «может только помешать»; обретенные знания лишь помогали ей создавать умные образы и в театре, и в кино. Образование будущей актрисы на этом не закончилось. В 1980 году Суинтон поступила в Нью-Холл — женский колледж при Кембриджском университете, где ее дисциплинами стали политология, социология и английская литература. Проучившись здесь до 1983 года, Тильда присоединилась к труппе Королевского общества Шекспира, знаменитого театра в Стрэтфорде. В следующем году она появляется в роли Джульетты в пьесе Шекспира «Мера за меру».