В Вене есть еще одно необычное здание, спроектированное архитектором-волшебником. Этот дворец с волнистыми стенами и трубой в форме нарядной елочной игрушки кажется выполненным в фирменном стиле Хундертвассера. Сюда даже заглядывают экскурсии. Туристы, видящие объект впервые, думают, что это телебашня. Внутри же расположился... завод по переработке мусора, ставший одним из важнейших экологических проектов Фриденсрайха. Здесь сжигают отходы, а полученную энергию превращают в электричество, озаряющее вечернюю Вену огнями. Экологически безопасное производство, никакого вреда природе...
Бурная деятельность Хундертвассера, направленная на разрешение проблем экологии, не осталась без внимания официальных чинов. Он был удостоен Почетной золотой медали столицы Австрии и золотой медали земли Штирия; с последней его связывал один из самых громких проектов. Несколько десятилетий назад в местечке Бад Блюмау на юго-востоке Австрии открыли два минеральных источника. Было решено построить здесь хорошую оздоровительную туристическую базу. Дизайн рекреационного центра доверили Фриденсрайху. Всего лишь несколько фирменных штрихов — и Бад Блюмау изменился до полной неузнаваемости, превратившись в уникальное, игрушечное произведение искусства. Важным элементом архитектурного стиля Хундертвассера становится обилие больших и малых колонн разной формы, назначения, разной эстетической нагрузки. «Колонна архитектуры, — записывает художник. — Рядом с колонной чувствуешь себя так же хорошо, как рядом с деревом. Колонна должна быть такой, чтобы оставаться неожиданно красивой и многоцветной и при дожде, и в лунном свете». Несколько корпусов отеля были созданы в знакомой сказочной манере, любимой одними и раздражавшей других. Окошки домиков — разных размеров и форм — бессистемной россыпью оживляли и без того забавные фасады. Все здания, согласно эстетике Фриденсрайха, были вписаны в причудливый местный ландшафт, крыши строений прорастали травой и кустами; дома Бал Блюмау точно выглядывали из-под земли, не нарушая ее естественного покрова. Так был воплощен — в очередной раз — принцип гармоничного союза человека и природы, который Хундертвассер проповедовал на словах и реализовал на деле.
В чем же заключается этот принцип? По Хундертвассеру, каждый должен иметь возможность строить, и пока этой свободы не существует, современную архитектуру нельзя считать искусством. Всякий должен иметь возможность проектировать и нести ответственность за те четыре стены, в которых он обитает. «Сегодня мы живем в хаосе прямых линий, — пишет художник в одном из своих эссе. — Если не вериге — сосчитайте все прямые линии, что вас окружают. Прямые линии связывают нас, как пленников в тюрьме, и от этих пут необходимо избавляться. Прямая линия безбожна и безнравственна. Прямая линия — это не линия творчества, это — линия подражания».
Хундертвассер энергично подчеркивал необходимость заключения мирного договора с природой, которая является вышестоящей силой и от которой зависит человек. Этот мирный договор включает некоторые императивы; например: мы должны учить язык природы для того, чтобы понимать ее; мы должны вернуть природе территории, которые человек незаконно использует и над которыми совершает насилие; мы только гости у природы и обязаны вести себя подобающим образом. Благоденствие может быть создано только нашими собственными руками в гармонии с творческим потенциалом природы.
«В природе нет зла, — пишет Фриденсрайх. — Зло приходит только от человека. Человек думает, что он должен исправить природу, и в этом его непоправимая ошибка. Человек должен не разрушать, а сохранять естественный пейзаж насколько это возможно. И ручей, и река, и болото должны быть неприкосновенны, и оставаться в том же виде, в каком были созданы Богом. Все, что лежит под небом, — принадлежит природе».
Последние годы жизни художник провел в Новой Зеландии. Смерть настигла его 19 февраля 2000 года на борту лайнера «Королева Елизавета». Он похоронен под любимым важный элемент деревом, оставив нам в наследство воплощенное богатство своей фантазии, завещая беречь и любить этот мир, который сам хорошо знал и исколесил вдоль и поперек.