Фриденсрайх Хундертвассер — художник, архитектор, мыслитель, мистагог, чудак... Его творчество было неразрывно связано с Веной, это был венец с головы до ног, несмотря на декларативное сопротивление классическому имперскому стилю. Его настоящее имя — Фридрих Штовассер, и он родился 15 декабря 1928 года в столице Австрии. Витиеватый псевдоним, словно бы сопротивляющийся прямой линии, художник взял себе гораздо позже. Любопытно, что будущий бунтарь против монохромности, прямых углов и параллелей занимался в школе Монтессори, известной тем, что детям преподают знания окольными путями, по гибкой системе, чаще всего в форме игры. Возможно, именно школа повлияла на приверженность архитектора ярким цветам, пробудила фантазию, привила любовь к природе. Это было единственное учебное заведение, которое он окончил: в Венской академии изящных искусств, где ощущалось сильное влияние Эгона Шиле, Фриденсрайх проучился всего два дня, предпочтя кабинетным штудиям свободную поездку по Европе. Так началось его путешествие в поисках идеального дома.
Это путешествие оказалось длиною в жизнь, а она была столь же пестрой, насыщенной, ломающей традиции и устои, как и его яркие, брызжущие цветом и энергией картины, раскрашенные самолеты, придуманные почтовые марки, эмблемы, плакаты, монеты, гербы, знамена и, конечно же, сказочные дома, возникшие в реальности вопреки всем архитектурным канонам. Можно сказать, это был первый дизайнер-рекламист, универсал в современном понимании.
Символом творчества Хунлертвассера стала улитка, медленно передвигающаяся по виноградному листу и несущая на себе дом, закрученный в спираль. Олицетворяющая единство обитателя и обители, улитка сделалась главным сюжетом, к которому, варьируя его всякий раз иначе, он возвращался снова и снова. Кругообразная линия бесконечности, спираль превратилась в любимую тему, форму и содержание, став реальным воплощением мировой гармонии. Он рисовал эти бурные водовороты особой страстью и тщательностью, чувствуя какую-то неведомую силу, управляющую его рукой. Взамен линии и углы Хундертвассер считал причиной упадка, из-за которого человек никогда не достигнет гармонии.
Он пытался отучить общество от линейности мышления. В 1959 году устроил в Гамбурге любопытный «спектакль». Пока зрители толпились в помещении, ожидая представления. Фриденсрайх начал вести кистью, выбрав точку внизу стены. В течение двух дней и ночей он и два его помощника непрерывно расцвечивали стену черно-красной вьющейся линией, которая ни разу не прерывалась. Эту линию, к тому времени достигшую высоты 2,5 м, а заодно и представление прервали городские власти. Хундертвассер сетовал, что ему не дали завершить задуманное и добраться до точки в центре потолка, где линия-спираль нашла бы свое завершение. В знак протеста художник отказался от должности доцента в Высшей школе искусства и покинул Гамбург.
Графика Хундертвассера сплошь состоит из таких вот кривых; любую его картину можно «разобрать», как конструктор, на ряд длинных закрученных линий. Многоцветная и геометричная, эта живопись лишь на первый взгляд может показаться слишком расплывчатой и абстрактной. При ближайшем рассмотрении оказывается, что каждая картина таит в себе особую концепцию. При этом надо добавить, художник создал огромное количество работ. Только при его жизни было издано 1 008 каталогов!
И все же Хундертвассер более известен в качестве курьезного архитектора — здания и постройки, возведенные им, узнаваемы мгновенно. Первый манифест, воплотивший его архитектурное кредо, был направлен против рационализма в зодчестве и озвучен в храме бенедиктинского монастыря. Свою дальнейшую концепцию он изложил в эссе и статьях и воплотил во множестве проектов. Идеальный дом по Хундертвассеру — внутри холма, идеальная крыша — та, которую покрывают цветы и трава, идеальные окна — это глаза, выражающие настроение. Уже на исходе жизни, обустроившись в Новой Зеландии, он создал себе такой дом, идеально вписанный в ландшафт, где крышей служил естественный холм.
Дома, им спроектированные, словно бы покрыты глазурью... Он очень любил голубой цвет, цвет распахнутых небес. Постепенно Хундертвассеру стали доверять австрийские градоначальники. Фриденсрайх возглавил несколько проектов по реабилитации жилых массивов: унылые кварталы он превращал в россыпь сказочных сюжетов. Как и Антонио Гауди, у которого с нашим героем немало общего, Хундертвассер широко использовал битую керамическую плитку, превращая ее в мозаику. Он украшал дома золотыми или голубыми куполами-маковками, нарушающими монотонность прямой крыши, оборудовал в стенах ниши для деревьев, словом, делал все возможное, чтобы «развеселить» пространство. Один из самых известных проектов — Kunsthaus, выставочный зал в Вене.
Всей силой своего парадоксального творчества Хундертвассер воспел окно. Он говорил, что дома состоят вовсе не из стен, как может показаться, а из окон. «Апартеид оконных рас должен прекратиться, — с жаром, достойным политической трибуны, писал художник. — Повторение неизменно одинаковых окон, как в модульной сетке, есть признак концентрационного лагеря. Окна, идущие в ряд, «строем», плечом к плечу, — грустны; окна должны танцевать.
У человека в многоквартирном доме должна быть возможность высунуться из своего окна и... например, поскрести стену. И ему должно быть разрешено длинной кистью — насколько он сможет дотянуться — расписать стену снаружи, чтобы издалека, с улицы, было видно: здесь живет человек, отличающийся от своих соседей, отличающийся от заключенных в квартиры порабощенных и стандартизированных людей».