Piplz.ru - Сайт о людях и для людей!
Сайт о людях - биографии знаменитостей, статьи, новости.
Навигация
Меню
Разделы сайта
Опросы
Какая информация на сайте Вас заинтересовала?

Фотографии знаменитых людей
Биографии исторических личностей
Биографии современных знаменитостей
Новости из жизни публичных людей

  Поиск




Орхан Памук — биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация.


Что и говорить, Орхан сделал для стамбульского «культурного мифа» примерно то же, что Андрей Белый — для Петербурга, Джойс — для Дублина. Действие почти всех книг Памука происходит в Стамбуле. Воистину, это писатель, который воспел свой родной город — правда, с неожиданной стороны. Так, книге «Стамбул. Город воспоминаний» предпослан эпиграф — строки турецкого поэта: «Лишь тот пейзаж красив, что навевает грусть». По убеждению Орхана, Стамбул — очень меланхоличный город, а грусть — главное чувство, которое он рождает. Современный Стамбул, по Памуку, — черно-белый, свинцово-серый. «Когда в хмурые утренние часы или в дождливые и ветреные ночи, — пишет Памук, — я вижу стаи чаек, сидящих на куполах мечетей, грязный воздух, печные трубы, извергающие грязный дым, ржавые мусорные баки, пустынные и заброшенные зимние парки и сады, во мне рождается черно-белое, горько-радостное чувство. Встречающиеся тут и там разбитые источники, в которых уже несколько веков не журчит вода; лавки, возникающие на окраинах вокруг старых больших мечетей, на которые никто уже не обращает внимания; стайки школьниц в черных фартуках и белых воротничках, высыпающие из дверей начальной школы; груженные углем усталые старые грузовики; потемневшие от старости, пыли и пустоты помещения бакалейных лавочек; маленькие кофейни, в которых сидят грустные безработные; горбатые, покосившиеся тротуары; кипарисы, которые кажутся мне не темно-зелеными, а черными; расползшиеся по склонам холмов старые кладбища; полуразрушенные городские стены, похожие на мощенные брусчаткой улицы, поставленные набок; фасады кинотеатров, со временем становящиеся какими-то неуловимо одинаковыми; магазинчики, в которых продается органическая косметика; продавцы газет, стоящие на тротуарах; пьяницы, бродящие в полночь по улицам; тусклые уличные фонари; пароходы городских линий, ходящие по Босфору; дым, поднимающийся из труб, и укрывающий город снег, — вот он, мой черно-белый Стамбул».

Это странное ощущение — тоски, сплина пополам с горьким счастьем — в самом деле сближает романы Памука с творчеством русских писателей.

Создание книги Памук сравнивает с плаванием корабля — вначале «капитан»-писатель создает карту путешествия, намечает порты, куда зайдет корабль, грузы, которые он возьмет на борт. Иногда судно попадает в жестокий шторм, сбивающий с намеченного пути, но, возможно, новый путь будет лучше и стоит подчиниться воле стихии. Бывает, что плавание замирает — штиль! — и капитан делает все возможное, чтобы вновь напрячь паруса. И так — глава за главой... Каждую главу своей книги Памук пишет гладко, красиво, образно, с восхищением. Виртуозно оркестрованное повествование, то отвлекаясь в сторону и через несколько глав как бы спохватываясь, то делая ложные ходы и тут же посмеиваясь над собой, дрейфуя из второй части в первую и наоборот, эпизод за эпизодом набирает широту и силу...

Вот что говорит писатель по поводу тайн своего мастерства: «Еще в юности я обнаружил, что могу придумать историю, роман, лишь глядя на некоторый набор вещей, самых обыкновенных предметов. Русский литературовед Виктор Шкловский по этому поводу писал, что сюжетной считается линия, которая объединяет все вопросы и темы, затронутые в романе. И если мы, выбрав наугад несколько предметов и положив их перед собой, пытаемся соединить их одной историей, — значит, роман уже начат».

И дальше Орхан Памук говорит нечто важное и краеугольное для своего творчества. «Самое главное для меня — испытывать нежность по отношению к характеру, о котором я пишу. Это основное условие для того, чтобы стать писателем, — относиться к своему персонажу с добротой и любовью. Иначе не стоит и браться! Задача писателя заключается в том, чтобы поставить себя на место другого. И, в конце концов — по крайней мере, я могу сказать это о себе, — человек начинает чувствовать себя похожим на своего персонажа».

Если говорить о других источниках вдохновения, их следует искать в живописи. «Я очень люблю натюрморты голландских художников в стиле vanitas, символика которых — черепа, часы, тающие свечи, — признается писатель. — Своей художественной формой они напоминают о скоротечности жизни. Нравятся картины французского художника XVIII века Жана Батиста Симеона, натюрморты Сезанна, полотна Бальтюса, Марселя Дюшана и Джозефа Корнелла, которым удалось выявить скрытую поэзию предметов».

Еще одна его страсть — рисование картин. Собственно, в юности он мечтал стать художником. Не так давно, будучи в Америке, он решил вспомнить старое занятие: купил бумагу, кисти, краски и с головой погрузился в работу, отдыхая от литературных трудов. «Я убежден, что между живописью и прозой существует тесная связь. Когда я рисую, то испытываю счастье, но писательское творчество все равно имеет для меня первостепенное значение», — утверждает он.

Похоже, Орхан ни за что не согласился бы с тем распространенным мнением, что как только общество окончательно модернизируется и избавится от предрассудков, не будет больше красивых историй. «Я пишу о любви, — вот вердикт литератора, который он выносит себе сам. — Последнюю тысячу лет люди только и говорят, что красивые истории о любви умирают, но каждое новое поколение создает свои собственные. Или еще — что, мол, когда человек стареет, он теряет способность любить. Это, безусловно, не так. Я знаю это наверняка, несмотря на то, что счастливым меня делает очень немного вещей в мире. Мое счастье — это моя дочь. Счастье — написать хорошую страницу. И только. Даже дочь знает: мои депрессия и плохое настроение означают лишь одно — сегодня страница не удалась».