Датой рождения стиля Art Nouveau принято считать 1880 год. Сам же термин происходит от названия Maison Bing L'Art Nouveau, в котором были представлены творения художников, отказавшихся от четких конструкций, прямых линий и острых углов и воспевших красоту природы с ее плавными формами, изменчивостью и текучестью.
Новое течение, затронувшее и ювелирное искусство, произвело настоящую революцию: украшения в стиле Art Nouveau носили индивидуальный характер, были утонченными, чувственными. Формализм бриллиантов, их прямота с точки зрения Art Nouveau проигрывала богатству красок опалов, халцедона, турмалина, аметиста, топаза, аквамарина, зеленых гранатов. Бриллианты использовались лишь в качестве декоративного элемента.
Ювелиры, работающие в новом стиле, оказались более откровенными, чем их предшественники: главным сюжетом стало женское тело, плавные линии которого сочетались с орнаментальными, растительными и цветочными мотивами. Прекрасное женское лицо, обрамленное тонкими стеблями и лепестками цветов, — вот визитная карточка Art Nouveau. Для стиля Art Nouveau свойствен отказ от симметрии, доминировавшей в классике, в пользу волнообразно изогнутых линий, многоуровневости и асимметрии. Графическая основа выстраивается вокруг окружностей и гибких форм. Крупные, массивные предметы мастерам Lalique удалось сделать хрупкими, визуально невесомыми. Символизирующее воду серебро сочетается с золотом, золото оттеняется болотными оттенками, темно-коричневыми и светло-зелеными цветами; серебро же поддерживается лиловым, розовым, голубым и серым «туманными» тонами.
История Lalique объединяет три поколения художников с мировыми именами. Первым, конечно же, был Рене Лалик (1860—1945). Его сын Марк (1900—1977) сменил отца в 1945 голу. Марк не просто продолжил семейное дело, но и расширил его, добавив линию изделий из хрусталя. Внучка Рене, Мари-Клер, — третье поколение творцов — становится главным художником предприятия после смерти Марка в 1977 году. Все трое — замечательные менеджеры, и все же, пожалуй, один только Рене Лалик до сих пор остается мифом, на котором, как на гвозде, держится вся корпоративная политика компании. И ее успех.
6 апреля 1860 года. Маленькой деревушке в провинции Шампань на севере Франции суждено было стать родиной будущего гения... Говорят, Рене был необычным ребенком. В детстве он любил смотреть на облака и старался их нарисовать. И всякий раз, когда мальчик переводил взор с листа бумаги на небо, контуры облаков менялись, становились совсем иными...
Будущий мастер подмечал малейшие детали, мельчайшие краски, стараясь использовать все возможности, разлитые в самой природе. Может быть, поэтому изделия Lalique столь естественны, созданы словно «сами собой», без напряжения?
Карьеру художника-ювелира Лалик начал с рисования эскизов украшений на заказ. Затем он работал для таких крупных ювелирных домов как Boucheron и CarLier.
В 25 лет Рене Лалик уже возглавлял собственную ювелирную мастерскую, где создавал авторские изделия — стрекоз и скарабеев, павлинов и колосья пшеницы, тонкие женские силуэты. Это были броши и заколки, колье и диадемы, кольца и подвески. Работы Lalique, выполненные в стиле Art Nouveau, сегодня находятся в крупнейших музеях мира, в коллекциях самых известных собирателей искусства и представителей королевских семей.
Принцип, сохраняемый компанией Lalique па протяжении десятилетий, гласит: не просто каждая вещь, но малейшая деталь любого изделия должна быть произведением искусства. А это довольно непросто: одушевить материал, превратить его — холодный, агрессивный — в нечто нежное, живое. По подобная игра стоит свеч. Ведь именно благодаря такой беспрецедентной требовательности мастеров изделия от Lalique считаются высшим пилотажем, они подобны визитной карточке, красноречиво говорящей о статусе обладателя.
Лалик экспериментировал со стеклом, хрусталем, янтарем, эмалью, сплавами металлов, полудрагоценными камнями гораздо охотнее, чем с золотом и бриллиантами, что было в традициях Art Nouveau. Первые его работы были выполнены методом «исчезающего воска», позже он внедряет па своем заводе в Винжен-сюр-Модере метод литья пол давлением. Необычное цветное стекло и стекло с нанесенной на него патиной — характерная особенность произведений Lalique Art Nouveau.
Украшения Lalique были абсолютно новаторскими для своего времени — впервые мастер стал использовать рога, панцири, перламутр, жемчуг, эмаль, соединяя их с драгоценными и полудрагоценными камнями так, что получались стильные, ажурные и оригинальные украшения.
Поначалу его изделия принимали далеко не однозначно. Однажды Репе Лалик принес в прославленный модный дом Boucheron эскиз украшения с летящими ласточками. Bouchcron отказался от идеи, назвав ее «слишком экстравагантной». Лалик настоял и все же воплотил ласточек в материале. Увидев готовое украшение, руководители Boucheron тут же приобрели его для своего дома. Зато раньше других Лалика по достоинству оценила богема... Парижские кофейни полнились легендами о молодом мастере. Рене Лалику пророчили большое будущее и, конечно, завидовали его таланту. Ламы наперебой заказывали ему украшения — уже тогда было модно обладать вещицей «от Лалика».